Проезд на жёлтый: разве за это штрафуют? Да, и всегда штрафовали

1 сообщение / 0 новое
sw
Аватар пользователя sw
Видели: 7 месяцев 1 неделя назад
Зарегистрирован: 27 ноября, 2014 - 00:30
Проезд на жёлтый: разве за это штрафуют? Да, и всегда штрафовали

Проезд на жёлтый: разве за это штрафуют? Да, и всегда штрафовали

Российские суды, рассматривая дела о лишении прав за проезд на запрещающий сигнал светофора или дела о ДТП, регулярно наказывают водителей за проезд на жёлтый сигнал светофора. В СМИ и соцсетях отмечают, что в последнее время наблюдается существенный перевес в сторону обвинительных приговоров, особенно когда нарушение фиксируют дорожные камеры. Но никаких изменений в законах и судебной практике не произошло. Жёлтый всегда был запрещающим сигналом. Вместе с юристом объясняем, почему ничего удивительного или резонансного не случилось.

Как суды штрафуют за жёлтый свет

Сразу несколько похожих дел рассмотрели в российских судах за минувший год. В одном из случаев столичный автомобилист выехал на перекрёсток на жёлтый сигнал светофора и попал в ДТП. Мосгорсуд признал водителя нарушителем правил дорожного движения и, как следствие, виновником аварии. 

Аналогичное решение было вынесено уфимским судом в отношении автомобилиста, действия которого зафиксировала дорожная камера. При изучении видеозаписи суд пришёл к выводу, что у водителя была возможность остановиться на жёлтый до выезда на перекрёсток. Более того, перед выездом на перекрёсток виновник мог совершить экстренное торможение, не помешав остальным участникам дорожного движения — других автомобилей рядом попросту не было. Однако водитель решил проехать на жёлтый и попал в аварию.

На страницах ГИБДД в соцсетях несколько раз за последние годы акцентировали внимание на запрете движения на немигающий жёлтый сигнал светофора. Да и суды наказывают водителей за проезд на жёлтый уже несколько лет. Такие дела можно легко найти в судебных реестрах, начиная с 2019 года. Многие из них связаны с лишением прав за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора.

Когда движение на жёлтый разрешено

Действующие правила дорожного движения приняли в 1993 году. С того времени в документ внесли множество поправок, но в части проезда на запрещающий сигнал светофора не менялось ничего. Значения сигналов однозначно описываются в п. 6.2 ПДД, пояснил в беседе с Журналом Авто.ру ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала.

«Жёлтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов. Водитель всегда должен исходить из того, что жёлтый сигнал запрещает движение. Но имеется одно исключение», — объясняет юрист.

Если водитель, подъезжая к перекрёстку, видит жёлтый сигнал и понимает, что остановиться без экстренного торможения невозможно, то он вправе продолжить движение. Только в этом случае наказания можно избежать, так как резкое и интенсивное замедление может помешать другим участникам движения и привести к аварийной ситуации.

«Водителям, которые при включении жёлтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению ... разрешается дальнейшее движение», — говорится в ПДД.

По словам юриста, такая практика работала всегда и ничего удивительного в обсуждаемых сегодня в СМИ судебных делах нет. Судьи выносят верные решения, особенно учитывая тот факт, что следствием проезда на жёлтый становятся аварии.

Как наказывают за проезд на жёлтый

Если инспектор или камера автоматической фиксации правонарушений зафиксировали проезд на жёлтый сигнал светофора, то применяется наказание по ст. 12.12 КоАП РФ. На первый раз это будет штраф в размере 1000 рублей. Если в течение года случится повторный проезд на красный или жёлтый сигнал светофора, то наказание составит 5000 рублей. Или водителя могут лишить прав на 4–6 месяцев.

Водитель всегда может не согласиться с наказанием и подать жалобу, в ходе рассмотрения которой будут сделаны выводы, мог автомобилист остановиться, не прибегая к экстренному торможению, или нет. 

При запрещающем сигнале светофора водители должны остановиться перед стоп-линией, а если её нет, то на перекрёстке — перед пересекаемой проезжей частью. Если же водитель успел пересечь эти линии на горящий (или даже мигающий) зелёный сигнал светофора, то правил он не нарушал, и неважно, какой сигнал светофора будет гореть при выезде с перекрёстка.

Что же касается изменения судебной практики и якобы более частых наказаний за жёлтый сигнал светофора, Орест Мацала заверил, что, несмотря на активное обсуждение темы в СМИ и водительских сообществах, в реальности никаких изменений не случилось. 

«Если из представленных материалов в деле с абсолютной очевидностью понятно, что водитель имел возможность остановиться без экстренного торможения, то его накажут, а все жалобы оставят без удовлетворения. Тут нет резонанса», — резюмировал юрист.