Национальная любовь к быстрой езде может остаться в прошлом. ГИБДД собирается бороться с пробками новыми радикальными методами. В декабре на трассах Подмосковья появится 50 новых комплексов видеофиксации «Автодория». В отличие от уже использующихся камер, измеряющих мгновенную скорость автомобиля, «Автодория» будет фиксировать среднюю. И если она окажется выше разрешенной на данном участке, водителя ждет штраф.
До сих пор человеку за рулем с переменным успехом удавалось обходить запреты и ограничения. Раньше моргали фарами встречные машины предупреждая засадах «гаишников». Затем в салонах автомобилей запищали антирадары. Еще через несколько лет, в эпоху первого поколения навигаторов, у водителей появилась возможность самостоятельно «забивать» все опасные места в память электронного штурмана. Сегодня навигационное приложение в смартфоне буквально сжирает батарейку, ежеминутно оповещая сообщениями от других автолюбителей о стационарных и мобильных комплексах мгновенного измерения скорости, только успевай жать на тормоз. Новые камеры, возможно, лишат автомобилистов шанса уйти от наказания, вот только пока что они находятся вне правового поля.
Полевые испытания «Автодория» проходила в Татарстане. На участках дорог протяженностью от 500 метров до 10 километров устанавливались две камеры, фиксирующие координаты, время проезда автомобиля и его госномер. Принцип работы новой системы «Автодория» примитивен, но так же действенен. Проехал, к примеру, по федеральной трассе 90 километров из точки «А» в точку «Б» быстрее, чем за час - жди «письма счастья».
Разработчики системы уверены, с ее появлением аварийность на дорогах страны резко снизится. Меньше станет и опасных ситуаций в зоне «ответственности» обычных камер, где водители для снижения скорости нередко применяют экстренное торможение.
Внедрение системы «косвенной» фиксации нарушений активно обсуждается в интернете. У «Автодории» есть как и свои сторонники, так и ярые противники. Координатор «Синих Ведерок» Петр Шкуматов, к примеру, считает, что установка таких систем в местах, где происходят самые тяжелые аварии: тоннелях, мостах и эстакадах резко снизит количество пострадавших и погибших в ДТП. И опыт многих европейских стран, где аналоги «Автодории» действуют, подтверждает это.
В самой же ГИБДД, как ни парадоксально, к появлению новой системы относятся с меньшим энтузиазмом, напоминая, что комплексы фиксации средней скорости в той же Франции, Италии и Великобритании обычно дублируются традиционными камерами, измеряющими мгновенную скорость автомобиля. Кроме того, наказывают за превышение средней скорости далеко не во всех странах Европы. В частности, в Германии камеры «средней скорости» хоть и выпускаются (на экспорт), но законодательно запрещены. Здесь считается, что по направлению движения автомобиля на определенном участке можно понять, куда направляется его водитель, а это уже вмешательство в личную жизнь.
Впрочем, и в России «средняя скорость» пока вне законодательных норм. Такого понятия попросту не существует. А чтобы его ввести, необходимо подготовить целый комплекс поправок в ПДД и КоАП, утверждает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. По его мнению, в рамках действующего законодательства, чтобы оштрафовать человека, необходимо точно указать: где, когда и какое конкретно он совершил административное правонарушение. Иначе, если дело дойдет до суда, штрафные квитанции такого рода можно будет просто выбросить.
Сергей Канаев, директор Национального общественного центра безопасности движения, видит в установках систем фиксации средней скорости нерациональное использование бюджетных средств. По его мнению, даже на участках, где эти системы установлены, лихачи найдут возможность и превысить скорость, и создать аварийную ситуацию. «Что такое «средняя скорость»? Значит, можно гнать и сайгачить между рядами, а потом банально остановиться на обочине – и вот гонщика уже не накажут, время будет «средним». А на участках, где стоят обычные камеры – просто приятно ехать: никто не гоняет», - отметил Сергей Канаев.
Впрочем, помимо юридической казуистики, повсеместному законному внедрению «Автодории» мешают и технические проблемы. Свое местоположение система определяет посредством навигационного оборудования ГЛОНАСС, а значит, рассчитывает расстояние по кратчайшей траектории. Использовать «Автодорию» на участках дороги с поворотами нельзя.