Космическая езда

1 сообщение / 0 новое
admin
Аватар пользователя admin
Видели: 5 минут 45 секунд назад
Зарегистрирован: 12 марта, 2012 - 13:29
Космическая езда

Сегодня без спутниковой навигации не обходится ни один смартфон, но у автомобилей — даже ценой в пару миллионов рублей — навигатор все еще не является базовым оборудованием, а предлагаемые штатные модели зачастую оставляют желать лучшего. Так что каждый автомобилист по-прежнему вынужден сам решать, какими гаджетами и программами пользоваться в незнакомой местности. Тем временем выбор устройств и электронных карт с каждым годом растет, а передовые «железки» обзаводятся все новыми и новыми функциями. Для тех, кто еще не выбрал себе «электронного штурмана», небольшой FAQ, дающий ответы на многие вопросы о навигаторах.

Зачем навигатор, если есть смартфон или планшет?
Мобильные устройства на платформах iOS и Android — самые популярные навигаторы в мире на данный момент. Производители навигаторов уже стали выпускать флагманские устройства на платформе Android, ну а любой владелец Айпада или Айфона может приобрести программы, превращающие эти гаджеты в полные аналоги популярных устройств с картами Навител, Garmin, TomTom и других именитых фирм. Впрочем, у навигаторов, представляющих собой отдельные устройства, все еще остались плюсы.


Начать надо с того, что производители навигаторов гораздо внимательнее относятся к специфическим нуждам автомобилистов, чем создатели планшетов и смартфонов. Например, современные навигаторы позволяют подключать камеру заднего вида, помогающую при парковке, имеют встроенный видеорегистратор и радар-детектор, не говоря уже о том, что конструкция хорошего навигатора и его крепления продумана так, чтобы устройство надежно фиксировалось и не дрожало при езде, а провод питания не мешал. Последнее — всегда проблема со смартфонами и планшетами, для которых автомобильные крепления выпускают не сами производители мобильных устройств, а сторонние компании. В общем, как это обычно бывает, узкоспециализированное устройство лучше справляется со своими функциями, чем модель «все в одном».
До определенного времени «минусами» навигаторов можно было считать то, что они не способны учитывать пробки, в то время как смартфон оказывался гораздо «разумнее» при прокладке маршрута. Но нынешние модели способны получать данные о заторах на тех или иных улицах, причем им не обязательно для этого иметь доступ в мобильный интернет. О том, каким волшебным образом навигатор способен получать эти данные, вообще обходясь без сотовой связи, мы рассказываем отдельно в главе «Как навигатор узнает о пробках?».
Наконец, наиболее качественные карты под смартфон или планшет, способные работать без постоянной подгрузки данных через интернет, обойдутся порой не дешевле, чем отдельный навигатор. Скажем, если, отправляясь в путешествие по Европе на автомобиле, вы купите соответствующие карты с разнообразными дополнениями, то ваши расходы могут составить 2000-3000 руб., что сопоставимо с ценой отдельного и даже не самого дешевого устройства с аналогичными картами.
Впрочем, бесплатные решения от Яндекса, Google и некоторых других компаний позволяют использовать мобильник или планшет как полноценный навигатор и сильно экономить. Для подавляющего большинства владельцев устройств на платформах iOS и Android именно это и будет оптимальным вариантом. Об этих программах тоже речь пойдет в главе «Какие программы для iOS и Android самые полезные?».

Какие программы для iOS и Android самые полезные?
Помимо программ, способных прокладывать маршруты и давать подсказки в процессе движения, среди пользователей смартфонов и планшетов все большую популярность набирают приложения, оповещающие о приближении к камерам видеофиксации нарушений, постам ДПС и прочим «опасностям». Мы расскажем о плюсах и минусах наиболее интересных программ, лидирующих сейчас в рейтингах AppStore и Google Play.

Не слишком презентабельное на вид приложение iStrelka (на Андроиде — Стрелка), пробившееся в число самых популярных платных программ в российских магазинах AppStore и Google Play, поначалу вызывает резонный вопрос: за что тут платить 169 руб.? Впрочем, в базе данных программы — 21,5 тыс. таких объектов, как камеры видеофиксации, посты ДПС, знаки ограничения скорости и т.д. И при приближении к ним приложение подает предупредительные сигналы. Альтернативой данной разработке служит также весьма популярное приложение Mapcam Info Rus (на Андроиде —MapcamDroid), продающееся по той же цене. Утверждается, что оно «знает» в десять раз больше объектов, хотя в рейтингах популярности эта программа несколько уступает конкуренту.

У MapCam есть любопытные возможности вроде отображения всех окружающих вас камер на импровизированном «радаре», что позволяет видеть, попадает ли ваша машина в поле зрение той или иной камеры. К сожалению, обе программы пока отличаются весьма сомнительной графикой и неудобным интерфейсом. И тем не менее, это не уменьшает их популярности, поскольку с их помощью действительно удается экономить на штрафах.

Создатели программы Sygic, превращающей смартфон или планшет в полный аналог навигатора с картами TomTom, утверждают, что их детище является самым популярным в мире навигационным приложением из тех, что не требуют постоянной подгрузки карт из интернета и позволяют держать все нужные карты «на борту». Суммарное число загрузок этой программы из AppStore и Google Play превысило 20 миллионов. Главная «фишка» Sygic заключается в том, что ее цена в три раза (!) меньше, чем у официального приложения TomTom. Эти карты считаются одним из лучших решений для поездок по миру, хотя по России другие программы гораздо предпочтительнее. Данные по нашей стране тут устарели, а маршруты зачастую прокладываются некорректно. С учетом действующих сейчас летних скидок (-30%) карты Европа+Россия обойдутся в 1690 руб., Северная Америка — в 979 руб., Великобритания и Ирландия — 679 руб. Первые семь дней программой можно пользоваться бесплатно в ознакомительном режиме.

Навител Навигатор знает нашу страну и постсоветское пространство не в пример лучше, чем Sygic, а также пригодится для путешествий по Европе или Турции, но вот на остальной территории Земли он бесполезен: карт Америки, Африки и восточных стран попросту нет. Одна из самых привлекательных черт Навитела заключается в том, что целых тридцать дней программой можно пользоваться бесплатно, да и в дальнейшем расходы на карты будут сопоставимы с Sygic. Цены карт под iOS и Android немного различаются: например, владельцы Айфонов и Айпадов платят за карту России 1690 руб., а пользователи конкурирующей платформы — 1500 руб. Карта Европы+Россия обойдется первым в 2090 руб., а вторым в 1950 руб. Впрочем, есть варианты и получше! На iOS и Android платный Навител вчистую проигрывает бесплатному Яндекс.Навигатору.

Такие программы, как Google Maps и Яндекс.Навигатор, едва ли нуждаются в особом представлении. Можно сказать, что они дополняют друг друга, и нет причин не держать на своем устройстве обе — они же бесплатны. Российское приложение родилось как своеобразное ответвление от карт Яндекса, и особенность его в том, что оно в большей степени ориентировано на нужды автомобилистов, чем «обычные» Яндекс.Карты. Что это означает? Например, то, что навигатор Яндекса, в отличие от карт, способен давать голосовые подсказки, а также, подобно традиционным навигаторам, демонстрирует местность в 3D-режиме, прорисовывая очертания зданий так, чтобы было легче ориентироваться. Во всяком случае, «трехмерность» работает в Москве, ну а в глубинке Яндекс.Навигатор просто «наклоняет» карту и крупно прорисовывает линию маршрута и стрелки, указывающие на повороты, — тоже удобно. Однако путь из Пензы в Париж эта программа не построит. А вот Google Maps — легко. Американский интернет-гигант вложил всю свою мощь в создание сервиса, с которым, кажется, в любой точке мира невозможно потеряться. Гугловские карты знают, через сколько минут прибудет поезд метро на станцию Гинза в центре Токио, а уж такая ерунда, как проложить маршрут из Цюриха в Милан, для них вообще плевое дело. Вставляешь в планшет местную сим-карту, садишься за руль и смело отправляешься в 300-километровое путешествие через Альпы — проверено корреспондентом Авто@Mail.Ru. Подробности — в материале «Kia Quoris и чувство собственной важности».

Некоторое время назад считалось, что для полноценного использования Google Maps в качестве навигатора надо непременно использовать устройство на платформе Android. Однако в настоящее время аналогичное приложение на iOS исправно дает голосовые подсказки по ходу движения и демонстрирует трехмерные модели зданий — в общем, выполняет все необходимые автомобилисту функции. Тем не менее, минус гугловской разработки (независимо от того, используете ли вы iOS или Android) заключается в том, что ей постоянно нужен мобильный интернет, а вот Яндекс.Навигатор позволяет бесплатно скачивать карты российских и украинских городов на свое устройство и в дальнейшем спокойно ехать, не думая о роуминге или о смене сим-карт. Возможность скачивать гугловские карты на свое устройство существует, но она платная. Для этого надо, например, купить «стороннюю» программу Good Maps (в AppStore — 66 руб.).

2ГИС — еще один бесплатный и хорошо известный хит AppStore и Google Play. Тем, кто по какой-то причине не знаком еще с ним, расскажем: особенность этой разработки заключается в том, что тут навигатор совмещен с подробнейшим справочником организаций России, — от автосервисов до контор по ремонту мобильников, от гипермаркетов до офисов мелких фирм. Достаточно кликнуть на любое здание на карте и увидеть список всех расположенных в нем компаний, узнать их режим работы и номера телефонов. Еще один клик, и программа построит маршрут к этому месту. Удобно, что на карте 2ГИС прорисованы пусть и самые простенькие, но все же трехмерные модели зданий даже где-нибудь на окраине Саратова. Этим пока не могут похвастать приложения Гугла и Яндекса. В общем, когда нужно найти ближайшую круглосуточную аптеку в Екатеринбурге или магазин «Белорусская косметика» в Брянске, приложение 2ГИС незаменимо. Программа «знает» 219 российских городов, 12 украинских, 4 казахстанских, а также два города в Италии и один на Кипре. Важный плюс: выбрав нужный город, сразу скачиваешь его полную карту на свое устройство, причем «вес» карт приятно порадует: города размером с Пермь, Нижний Новгород или Красноярск «весят» всего 13-14 Мб, Санкт-Петербург — 47 Мб, Москва — 103 Мб.

iСтрелка (не путать с вышеупомянутой iStrelka) — программа не столько для автомобилистов, сколько для пеших туристов и велосипедистов, однако может быть полезна и водителям на бездорожье или в лесу. Приложение позволяет запомнить текущие координаты, и впоследствии, когда надо вернуться в исходную точку, стрелкой показывает направление, куда ехать, и расстояние до точки, а также направление и расстояние до всех близлежащих населенных пунктов. Разработка очень простая в использовании и удобная, но, к сожалению, не бесплатная (под iOS — 33 руб). Если требуется записать пройденный маршрут, подойдет другая «велосипедная» программа — MotionX GPS (под iPhone — 33 руб., под iPad — 66 руб.). Разумеется, с точки зрения серьезного джипера, эти программы — не более чем детские игрушки, которые в подметки не годятся серьезным туристическим навигаторам. Однако цены таких устройств колеблются в промежутке от 15 000 до 30 000 руб., так что сравнение тут неуместно.

На мобильных платформах конкуренция различных навигационных приложений только обостряется с каждым днем. В этой статье мы коснулись лишь тех разработок, с которыми, на наш взгляд, стоит познакомиться в первую очередь, но у каждой упомянутой программы есть не одна и не две альтернативы.

GPS или ГЛОНАСС?
Как бы ни хотелось создателям российской навигационной системы позиционировать свое многомиллиардное детище как альтернативу GPS, перед потребителем на самом деле не стоит вопрос, какую из систем предпочесть. Подавляющее большинство устройств на рынке работает только со спутниками GPS, хотя многие параллельно «видят» и систему ГЛОНАСС. Спрос на гаджеты, работающие исключительно с российской системой, являющейся на данный момент менее точной и имеющей меньшую площадь покрытия, отсутствует.
Функционирование системы ГЛОНАСС сейчас обеспечивают 24 спутника, а GPS состоит из 32 спутников. Погрешность приемников ГЛОНАСС в настоящее время составляет 3-6 метров, а у GPS — 2-4 метра. Утверждается, что в будущем точность навигационного сигнала ГЛОНАСС возрастёт до одного метра. В любом случае, те устройства, которые имеют на борту оба модуля, с большей вероятностью оказываются в «зоне уверенного приема».
Главенствующие на рынке мобильных устройств модели Apple и Samsung совместимы с обеими системами, и это является оптимальным вариантом. Ведь чем больше спутников «видит» устройство, тем точнее определение координат.

Навигатор с каким ПО лучше?
Наибольшее распространение в России получила платформа Навител, ну а в мире главенствует марка Garmin. Причем Навител является создателем ПО и карт, которые ставятся как на одноименные устройства — Navitel, — так и на модели самых разных марок (от простеньких и далеко не самых качественных до вполне достойных). А вот навигационное ПО Garmin встречается только на устройствах одноименной фирмы. На смартфоны и планшеты можно поставить навигационные программы обеих компаний.
Еще несколько лет назад считалось, что для путешествий за рубежом предпочтительнее брать Garmin, но Россию эти навигаторы знали значительно хуже. В последние годы ситуация поменялась: нам довелось испытать модель этой марки на проселочных дорогах центральной России, и выяснилось, что свежие карты Garmin «знают» даже те пути, которые практически не видны на спутниковой съемке Google Maps или Яндекс.Карт.
У Навитела, как ни у какой другой компании, велик опыт разработки навигационного ПО для путешествий по России, хотя на данный момент преимущества над Гармином, пожалуй, уже выглядят весьма эфемерными. Тем не менее, на рынке есть огромный выбор доступных устройств с предустановленным Навителом и картами России, так что это по-прежнему хороший вариант. Правда, знание Навителом европейских городов порой оставляет желать лучшего. Пользователи жалуются, в маленьких городках программа может довести их лишь до центра и не видит большинства улиц. Да и города покрупнее знакомы этой программе гораздо хуже, чем российская глубинка. Мы проверили знания Навитела на примере французского Гренобля (155 тыс. жителей). Программа корректно находила гостиницы по указанным нами адресам, но здания на карте не прорисованы. Для сравнения: в городе Маркс (31 тыс. жителей) Саратовской области Навител демонстрирует практически каждый частный домишко.
Альтернативой упомянутым вариантам служат множество программ. За рубежом большую популярность получили системы TomTom, iGo и некоторые другие. Но к нуждам российских пользователей данные разработчики гораздо менее внимательны. Примечателен такой факт: клиенты, купившие российские карты iGo для Айфона и дополнительно доплатившие за сервис информирования о пробках (все вместе — 1498 руб.) жалуются, что вообще не получают информации о дорожных заторах. Отдельные навигаторы с ПО от iGo особой популярностью в нашей стране не пользуются, хотя в Европе — это уважаемая платформа.
Из российских разработок стоит обратить внимание на Прогород, Автоспутник, СитиГИД, но все-таки на нашем рынке выбор устройств на данных платформах в разы меньше, чем у Навител и Garmin, и в профильной прессе о них отзываются хуже.
Проведенное пару лет назад исследование показало, что доля навигационных систем Навител на российском рынке превышает 80%. Можно сказать, что среди доступных устройств Навител главенствует, а вот в категории «подороже» лучше обратить внимание на Garmin. Качество изготовления и продуманность конструкции у этих устройств на высоте. Не зря именно фирма Garmin получила большую известность на рынке профессионального навигационного оборудования для авиации и водного транспорта.

Навигатор для Европы: какой лучше?
Дорожная сеть западных стран изучена зарубежными производителями навигаторов гораздо лучше, чем российскими разработчиками. Правда, не все мировые навигационные бренды получили большое распространение на нашем рынке. Но такие платформы, как Garmin, TomTom и iGo — это беспроигрышный вариант для путешествий по Европе.

Хотя, если вы выбираете навигатор не на каждый день, а для нечастых путешествий, приобретение отдельного устройства — неоптимальный вариант. Это тот случай, когда смартфон или планшет позволят сэкономить (см. главу «Какие программы для iOS и Android самые полезные?»).

Сколько стоят карты и как их покупать?
Покупать дополнительные карты в программах для смартфонов и планшетов проще простого, так как в AppStore и Google Play все эти процессы отлично отлажены, и разработчикам не приходится придумывать сложные системы защиты от пиратства. А вот в приобретении и установке карт для отдельных навигаторов порой без инструкции не разберешься.
Навигатор, купленный на территории России, как правило, имеет предустановленные карты нашей страны. Все прочие страны придется покупать, и их цена может быть сравнима со стоимостью самого устройства. В нашу эпоху процветающего пиратства, разумеется, большую популярность получил нелегальный способ получения карт через торренты. На всех популярных торрент-трекерах несложно найти карты Garmin, Навител и других разработчиков, и даже карты Генштаба в формате, который «понимают» навигаторы. Последнее — не шутка!
По ценам карт Навител выигрывает у Гармина: карты Европы обойдутся в 1650 руб., в то время как у Garmin — 5090 руб. Правда, отдаленные уголки планеты, вроде Австралии и Новой Зеландии, вообще не покрываются картами Навител, ну а Garmin с ними знаком. Цена вопроса — 7190 руб.

К сожалению, покупка карт через официальные каналы зачастую организована значительно менее удобно, чем установка пиратской карты. Так, например, на официальном сайте Garmin можно лишь заказать карту на SD-флэшке, которая будет доставлена вам курьером, или же покупателю самому придется ехать за ней на склад компании. Доставка в регионы занимает несколько дней, и ее нужно оплачивать отдельно. В этом плане Навител предпочтительнее, поскольку разработчик позволяет получать карты непосредственно через интернет. Однако тут у многих пользователей возникают серьезные сложности. Тому, как с ними справиться, мы даже посвятили отдельную главу — «Как установить карты Навител».

Какой размер экрана оптимален?
Навигационная программа на экране 10-дюймового планшета смотрится потрясающе, и именно этот вариант кажется оптимальным до той поры, пока не пробуешь закрепить данное устройство на лобовом стекле. Сразу становится ясно, что модный гаджет перекрывает огромную часть дороги: за Айпадом может спрятаться даже КамАЗ. И вообще это не очень эстетично.

Производители навигаторов много лет решали вопрос, какого размера гаджет удобнее всего разместить в салоне автомобиля. Некоторые марки, наращивая размеры экранов, остановились на 5 дюймах — то есть модели по размерам сравнимы со смартфоном Samsung Galaxy S4. Другие довели габариты топовых моделей до 7 дюймов, что сопоставимо с iPad mini. Именно размеры 5-7 дюймов можно считать оптимальными, в отличие от наиболее компактных 3,5-дюймовых навигаторов.

К счастью, зависимость между размером экрана и ценой модели не всегда прямая. На рынке встречается немало 5-дюймовых моделей дешевле 2000 руб., а цены на 7-дюймовые версии начинаются примерно от 2500 руб., при том, что топовое 3,5-дюймовое устройство стоит более 12 000 руб. Как и в случае с любой другой электроникой, все зависит от «начинки» и ПО.

Дорогой или дешевый: в чем разница?
Цены наиболее доступных моделей, таких, как Prology iMap-40M, Garmin nuvi 600, Explay PN-910 и других аналогов, начинаются от 1300-1500 руб. Но оптимальным вариантом стоит назвать модели в категории 6000-10 000 руб. Их отличает более крупный и качественный экран, лучше продуманная система крепления и эргономика, а также полный набор дополнительных функций (о них — в главе «Как навигатор узнает о пробках»). За флагманские модели, вроде Garmin Dezl 760 LM, просят около 25 000 руб., но этот вариант не назовешь рекомендуемой покупкой, хотя бы потому. что даже за такие деньги получаешь 7-дюймовый экран с разрешением 800×480 точек. Гораздо логичнее за эту сумму купить «топовую» версию iPad Mini или «большой» iPad с потрясающим дисплеем Retina (2048×1535 точек). В случае с планшетами получаешь, разумеется, не только отличный экран, но и гораздо более широкий функционал.

Штатный навигатор с завода: за что мы отдаем 40 000 руб.?
Лет пять назад лишь люксовые автомобильные бренды (и то не все) предлагали российским клиентам такую опцию, как штатная мультимедийная система с навигацией, «знающей» Россию. Сегодня таким оборудованием могут оснастить свои машины покупатели вполне массовых моделей вроде Ford Focus и Opel Astra. Вот только большой популярностью они не пользуются, ведь возможности этих устройств сильно отстают от прогресса.

Качество экрана и элементарное удобство работы с меню даже у самых достойных автомобильных марок, как правило, находятся на таком уровне, что после пяти минут знакомства с мультимедийной системой возникает желание выдрать из центральной консоли это устройство ценой 40 000 руб. и выше и поставить на его место iPad mini или его аналог из мира Android. К качеству российских карт и удобству интерфейса штатных навигаторов также часто есть претензии.

А может нетбук?
Чисто технически возможен и такой вариант, и у него есть даже поклонники, правда, их единицы. В продаже есть специальные автомобильные крепления для нетбуков (отметим, что их сложно найти). Устройство без проблем можно дополнить 3G- или LTE-модемом и внешним GPS-модулем. И в теории, нетбук в машине будет даже в чем-то удобнее, чем планшет: когда устройство не нужно, его можно закрыть одним движением, и оно абсолютно не мешает обзору. Однако по выбору навигационного ПО нетбук не является конкурентом ни традиционным навигаторам, ни планшетам, ни смартфонам.

На сколько хватает батареи?
Казалось бы, в автомобиле 12-вольтовая розетка всегда под рукой, поэтому многие производители навигаторов не особо задумываются о времени автономной работы. Однако в дальней поездке, особенно если отправляешься в путешествие всей семьей, быстро понимаешь, что наличие у пассажиров смартфонов, планшетов и ноутбуков в наши дни приводит к невиданной доселе конкуренции устройств за доступ к питанию, и даже разветвителей розеток не хватает. Тем более, что они часто начинают мешать передвижению ручки КПП или не дают закрыться боксу в подлокотнике. В общем, при покупке навигатора лучше заранее выяснить, надолго ли хватает заряда батареи.
Если среднеценовые модели «по паспорту» должны работать без внешнего питания 4-7 часов, то в характеристиках дешевых устройств часто указывается время автономной работы около 2,5 часа, но и это является грубым преувеличением. На сайтах крупных торговых сетей, а также на «Яндекс.Маркете» можно ознакомиться с отзывами реальных покупателей, и порой они свидетельствуют о том, что доступные модели едва способны выдержать полчаса без подзарядки. Таких претензий в основном удостаиваются китайские марки.

Как навигатор узнает о пробках?
Свежие модели навигаторов обзавелись способностью учитывать дорожную ситуацию при прокладке маршрута. В зависимости от модели, тут возможны три варианта: либо устройство способно по Bluetooth соединяться с мобильником и использовать его как 3G-модем для подгрузки информации о загруженности дорог, либо навигатор имеет собственный «телефонный» модуль, либо он способен получать данные по радиоканалу RDS-TMC. Первые два варианта получили распространение на моделях с картами Навител, третий — на Garmin.
Навигатор со встроенным телефонным модулем — это, пожалуй, не лучший вариант. В эпоху планшетов, смартфонов и 3G-модемов заводить еще одно устройство, обладающее своей «симкой» — лишнее беспокойство. Ведь надо постоянно следить за тем, чтобы на ней были денежные средства.

А вот радиоканал RDS-TMC представляется более интересным решением. Никакой абонентской платы за трафик нет, а кроме того, данные будут успешно подгружаться независимо от того, находитесь ли вы в зоне качественного 3G или мобильного интернета нет вовсе. Гарминовское покрытие в данный момент охватывает 19 городов России и 18 стран Европы. На территории нашей страны навигаторы получают данные службы «Яндекс.Пробки». Кстати, в качестве дополнения по радиоканалу может передаваться информация о наличии свободных парковочных мест на стоянках у торгово-развлекательных комплексов.
Создатели системы Навител стараются привлечь пользователей более широким функционалом. Так, навигаторы с их платформой способны динамически подгружать цены на бензин на близлежащих заправках, расписания кинотеатров, а также спецпредложения в кафе и ресторанах. Впрочем, пока эти любопытные функции находятся, по сути, в зачаточной стадии развития: из заправок свои данные Навителу передают лишь Лукойл и Татнефть, а из кинотеатров — только Каро Фильм, Формула Кино, 5 Звезд.

Что такое POI?
Все производители навигационного оборудования меряются друг с другом количеством POI, которые «знают» их навигаторы. Речь о «points of interest» — объектах на карте, вроде заправок, банкоматов, аптек, гостиниц и т.д. Эти данные не подгружаются «на лету», как информация о пробке, а закладываются в устройство заблаговременно, при обновлении карты, например.

Для иностранных разработчиков навигационных систем территория России в этом плане долгое время оставалась плохоизученным пространством, впрочем, ситуация активно меняется. Нынешние базы POI хорошо знают не только Москву и Питер, но и дадут массу дополнительной информации, скажем, о трассе Саратов-Самара. Кстати, базы данных о камерах видеофиксации, упомянутые в главе «Как навигатор узнает о пробках?», теперь также можно загружать и в навигаторы.

Впрочем, в качестве справочника по местности смартфон или планшет все равно будет предпочтительнее. Программа 2ГИС, популярнейший сервис Foursquare, а также народная карта Яндекса в большинстве случаев будут обладать гораздо более полной информацией о том, что окружает вас в той или иной точке.

Зачем GPS в радар-детекторах и регистраторах?
Свежие модели радар-детекторов могут похвастать наличием GPS-модулей, однако они там не для того, чтобы подсказывать дорогу, а ради оповещения об установленных на дороге камерах видеофиксации нарушений. Базу данных надо периодически обновлять с помощью компьютера.
Аналогичная функция появилась и в видеорегистраторах, причем они еще могут записывать в память GPS-трекинг маршрута. Последняя функция едва ли нужна обычным автомобилистам, а вот в случае с коммерческим транспортом архив всех перемещений автомобиля может быть полезен для контроля.

Как обновлять карты?
Дорожная сеть — живой организм: строятся новые развязки, закрываются те или иные участки, меняются особенности движения по полосам, так что любая электронная карта нуждается в регулярном обновлении, иначе навигатор попросту будет давать ошибочные указания. В зависимости от купленного устройства пользователь либо получает возможность бесплатно обновлять их в течение определенного срока (от года до нескольких лет), либо имеет пожизненное право на бесплатные обновления, либо все обновления — за дополнительную плату. Это стоит уточнить в магазине перед покупкой. Впрочем, случается, что без всяких предупреждений разработчик карт прекращает раздачу бесплатных обновлений и заставляет клиентов заново покупать лицензию на карты.

Несколько месяцев назад это произошло с владельцами многих устройств Garmin с картами «Дороги России». Навигаторы, купленные три года назад и ранее, исправно получали обновления в течение всех последних лет, и создавалось впечатление, что компания предложила российским пользователям пожизненное бесплатное обновление (на Западе это — нормальная практика). Но в какой-то момент возможность скачать новые карты исчезла. Варианта два: либо покупай флэшку с картами Garmin City Navigator Russia (990 руб.), которые вообще не будут иметь функции обновления, либо новое устройство, имеющее пометку «Free Lifetime Maps».

Сама процедура обновления через интернет порой не так проста. Например, инструкции, размещенные на официальном сайте Навител, опечалят даже бывалых программистов: «карты Q1 2011 (для версии 5.0.0.989 и выше) будут работать в программе версии 5.0.0.1127, 5.0.1.76, но не будут работать с программой версии 5.0.0.785». Процедура обновления карт (как и покупка дополнительных карт) происходит на сайте разработчика программы в «Личном кабинете», и тот, кто изучил нашу инструкцию «Как установить карты Навител?», с процедурой обновления, безусловно, справится.

Как установить карты Навител?
Процедура покупки и установки карт Навител на навигаторы содержит несколько нюансов, из-за которых весь процесс занимает от одного до пяти часов даже у продвинутых пользователей. Автомобилисты проклинают эту систему, и многим вообще не удается поставить купленные карты без помощи специалистов! Мы испытали все на себе и написали пошаговую инструкцию по прохождению данного квеста.
Шаг 1. Вход в лабиринт. Поначалу все выглядит предельно просто. Зарегистрируйтесь на сайте navitel.ru, зайдите в «Личный кабинет» и разделе «Мои устройства» нажмите на ссылку «добавьте устройство». Любопытно, что на этапе регистрации вам предлагается указать свой твиттер, учетные записи в Одноклассниках и ВКонтакте, но к счастью заполнять эти поля не обязательно.

Шаг 2. Найди ключ. Введите название устройства и лицензионный ключ, который следует посмотреть внутри самой программы «Навител», установленной на навигаторе. В зависимости от версии программы эта информация может находиться в разных местах. В последних версиях (от 5.5 и выше) надо идти в раздел Меню/Мой Навител/Навител Навигатор, а в старых версиях Меню/Информация/О программе.

ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ: тут у нас возникли первые сложности, так как выяснилось, что 22-значный ключ, который демонстрировало наше устройство, оказался неактивированным (хотя программа работала корректно). На сайте утверждается, что если вы приобрели устройство с уже установленным и работающим Навителом, активировать ключ повторно не нужно, но в нашем случае по какой-то причине эту процедуру все же пришлось пройти. Для этого нужно вновь выйти в главное меню «Личного кабинета» и выбрать раздел «Активировать лицензионный ключ». Тут требуется указать серийный номер — его можно посмотреть там же, где и лицензионный ключ.

Шаг 3. Оплата проходит, файла нет. В шапке сайта нажимаете на слово «Купить», выбираете из демонстрирующихся устройств «Автонавигатор» и выбираете из списка доступных стран нужную карту, кликнув по кнопке «Положить в корзину». Мы для примера решили купить карту Франции. Следуя дальнейшим инструкциям, вы оформляете заказ и выбираете способ оплаты. Кажется, что на следующем этапе вы получите заветную карту и уже, наконец, сможете отправиться в путешествие, но это вовсе не так.

ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ. После того, как вы жмете «Оплатить заказ», вас вновь выбрасывает на страничку, где о вашем заказе говорится... «Не оплачен»! Хотя в этот момент деньги с вашего счета списываются, о чем ваш банк оповещает по СМС. На почту приходит письмо с параметрами заказа, но карты нет! Подождав минут пятнадцать, мы уже стали звонить в службу поддержки, где, разумеется, «все операторы заняты». Как вдруг на почту пришло еще одно письмо. Нет, не с картой, а с лицензионным ключом для активации карты.

Шаг 4. «Где карта, Билли?» Следуя инструкциям, полученным во втором письме, нужно в «Личном кабинете» активировать лицензионный ключ карты, после чего можно будет скачать активационный файл, который требуется скопировать в определенное место на флэшке вашего устройства. Проделав все эти манипуляции, вы включаете навигатор и задаетесь вопросом: а где, собственно говоря, купленная карта? В письме с ключом ни слова не говорится о том, где брать сам файл с картой.

Шаг 5. Франция, которой нет. В шапке сайта жмете «Скачать», в левом меню кликаете по мелкой надписи «Карты» и дивитесь появившемуся списку доступных стран. Купленной вами Франции в нем вообще нет. В левой части экрана нажимаете на строчку «Карты для 5.0.4» — тоже нет, потом «Карты для 5.1.1» — и тут нет, и только в последней строчке «Карты для 7.5» обнаруживается нужный 1,2-гигабайтный файл. Пока он качается, владельцы навигаторов с «пятой» и «третьей» версией Навитела постепенно осознают, что придется еще и обновлять саму программу, о чем до покупки карты никто не предупреждал. Те, кто купил навигатор с «семеркой», могут перепрыгнуть через следующий пункт нашей инструкции, а владельцы более старых систем спотыкаются об очередной подводный камень.

Шаг 6. Обновление Навитела. В «Личном кабинете» заходите в раздел «Мои устройства» и нажимаете на ссылке «Доступные обновления». В появившемся списке выбираете свою модель навигатора и скачиваете файл с «седьмым» Навителом (около 25 Мб). Альтернативный вариант — автоматическое обновление с помощью специальной утилиты Navitel Navigation Updater, но воспользоваться ей смогут только владельцы компьютеров на платформе Windows, а пользователи Маков могут обновлять программу только «вручную», стерев прежние файлы с Навителом и записав на их место новые. Причем все ранее купленные карты придется либо на время скопировать в другое место, а потом вернуть в соответствующую папку, либо скачивать заново.

Шаг 7. Когда на вашем устройстве стоит Навител 7.5, лицензия на карту активирована и купленная карта скачана на компьютер, дальше все должно работать, если только при переносе карты на устройство вдруг не оказалось, что в памяти недостаточно места. И тут начинается новый квест.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ. Программа Навител и все карты «живут» вместе на одной флэшке, либо в памяти самого устройства. При нехватке памяти единственный выход — перенести все содержимое на карту памяти большего размера. Но если вы просто скопируете папки Навитела на новую флэшку, программа будет запускаться только в демо-режиме и не увидит ни одной купленной карты. О том, как заставить Навител работать на новой флэшке, на официальном сайте ничего не говорится. Во всяком случае, ни раздел «Вопрос-Ответ», ни раздел «Инструкции» тут не помогут.
Информация о том, как правильно перетащить Навител на новую флэшку, вызывает оторопь у бывалых программистов. Ну ни на каком этапе манипуляций с Навителом пользователю не сообщается, что в момент, когда сама программа активируется впервые, в ее активационном файле прописывается серийный номер флэшки, на которой она установлена. А для переноса программы и покупок на новую флэшку нужно сначала через «Личный кабинет» деактивировать свой лицензионный ключ. Причем, на сайте сообщается, что обработка запроса может занять 2-3 рабочих дня. На деле у нас это заняло около 10 минут. После чего почти все (!) вышеперечисленные шаги пришлось повторить заново. И только потом на экране, наконец, появилась карта Франции. Хотя и тут есть еще одно «но»: данную процедуру деактивации со своим Навителом можно производить только один раз в жизни. Однажды активировав программу на второй флэшке пользователь вынужден остаться с этой флэшкой навсегда. Если и ее объема однажды будет недостаточно, еще раз перейти на карточку большего объема не получится.

автомэйл.ру