На месте аварии: задержка рейса

1 сообщение / 0 новое
admin
Аватар пользователя admin
Видели: 2 часа 9 минут назад
Зарегистрирован: 12 марта, 2012 - 13:29
На месте аварии: задержка рейса

Ожидание сотрудника ГИБДД после аварии, оказывается, может дорого обойтись. Как виновнику ДТП избежать непредвиденных издержек, объясняет эта статья.

Прошлой зимой Анна А. впервые в своей жизни попала в аварию. Не по своей вине – но какая разница? Ее беленькая «Тойота» с подбитым крылом замерла поперек дороги… Пока они с виновником аварии ждали вызванный экипаж ДПС, на перекрытой полосе скопилась вереница троллейбусов (легковушки объезжали это место по встречной). А гаишники всё не ехали и не ехали! Прошло больше двух часов, когда они наконец-то объявились и составили протокол. Анну признали виновницей аварии.
А через полгода после этого она получила иск из Мосгортранса с требованием заплатить почти 28 000 рублей за ущерб от вынужденного простоя общественного транспорта. Дескать, учинила аварию, преградила путь, а потому должна отвечать и за простой троллейбусов.
Первая мысль, которая наверняка возникает у обычного автомобилиста, – в чем же вина Анны? Действовала по правилам: оставалась на месте аварии и дожидалась инспектора. Тронешься с места – лишишься прав на год или вообще загремишь на 15 суток. У инспектора вообще должен быть норматив на прибытие. Если Мосгортранс понес убытки, то пусть адресует свои претензии законодателям или ГАИ.
Ход мысли в целом верный, но есть нюансы.

САМ СЕБЕ ГЕОДЕЗИСТ
Пункт 2.5 ПДД обязывает водителя после ДТП незамедлительно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить аварийный знак. После этого – оказать при необходимости первую помощь и вызвать скорую. Затем – внимание! – «освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно». И только потом участник ДТП должен обратиться в полицию и ожидать приезда инспектора.
Конечно, если нет пострадавших в аварии, можно оформить ДТП самостоятельно: составить схему, провести замеры и подъехать на ближайший пост ДПС, чтобы ее заверить. Либо вовсе воспользоваться европротоколом. Вот только любая самодеятельность возможна лишь при определенных условиях и, что скрывать, чревата трудностями в будущем. Получить деньги со страховой компании при самостоятельном оформлении аварии крайне сложно.
Согласитесь, виновник аварии редко признает свою вину. А уж определить стоимость повреждения на глазок, чтобы потом получить выплату ОСАГО по европротоколу, и вовсе готовы немногие. Где взять рулетку, лист бумаги, как уговорить свидетелей дать свои координаты? Я уж не говорю о том, что далеко не каждый знает, как составить схему аварии, как производить замеры. А любое упущение может вылиться в отказ выплатить страховку… Получается, и оставаться на месте ДТП нельзя, и покидать его нежелательно.

А ИНСПЕКТОР НИ ПРИ ЧЕМ
Но переложить на инспектора ДПС ответственность за то, что в результате ДТП встали троллейбусы, не получится. Дело в том, что сейчас отсутствуют какие-либо нормативы, которые обязывают дорожную полицию оперативно реагировать на вызовы пострадавших в авариях. В 2002 году министр внутренних дел РФ подписал приказ, отводящий на прибытие инспектора к месту аварии 20 минут в городах и на федеральных дорогах, а в остальных местах – час. Но это при наличии пострадавших. А для аварий, в которых повреждено только железо, никаких нормативов не ввели. Впрочем, даже установленные нормативы не соблюдались, и в 2008 году их отменили.
Поэтому прибывают сотрудники ГИБДД на место аварии по мере своих сил, возможностей… и желания. Конечно, когда есть пострадавшие, они спешат, но если заранее знают, что повреждены лишь автомобили, – настоитесь. В любом случае они никаких законов и приказов не нарушают и спрашивать с них не за что.
Увы, не приходится рассчитывать и на покрытие убытков перевозчиков страховкой ОСАГО. Ведь в Законе об ОСАГО записано, что «не считается страховым случаем… обязанность по возмещению упущенной выгоды».
Итак, чтобы избежать неприятностей в будущем, все-таки лучше убрать машину с проезжей части. Но сначала сделайте самостоятельно замеры, составьте схему ДТП. Вот несколько простых рекомендаций.

ПОЛИЦИЯ НЕ НУЖНА
1. На листе бумаги (можно воспользоваться бланком извещения о ДТП – они прилагаются к полису ОСАГО) схематично изобразите автомобили, их расположение на проезжей части и направление движения.
2. Укажите место столкновения (можно назвать несколько таких мест, если мнения участников происшествия расходятся).
3. Сделайте замеры. Нет под рукой рулетки – можно измерить шагами. На каком расстоянии машины друг от друга? А от края проезжей части? Как они располагаются на полосах движения? Не забудьте сделать привязку к какому-нибудь стационарному объекту (мачта освещения, дом, магазин и т. п.).
4. Если есть следы ДТП (следы торможения, осколки стекол), зафиксируйте их на схеме.
5. Все замеры желательно производить в присутствии свидетелей.
6. Схему дайте подписать каждому из участников ДТП, укажите данные свидетелей.
7. Фотокамерой мобильного телефона сфотографируйте машины, место ДТП. Чем больше фото, сделанных с разных ракурсов, тем лучше. После этого автомобили лучше убрать к краю проезжей части, чтобы они не мешали проезду. Теперь можно спокойно ждать прибытия наряда ДПС (если вы за это время не договорились совместно отправиться на ближайший пост или оформить аварию по европротоколу). А вот Анне А., скорее всего, придется заплатить Мосгортрансу. В своей истории она оказалась крайней, и на нее спишут все убытки. Хотя мы попробуем за нее побороться. Раз предприятие нашло лазейки в законах, мы тоже пошелестим страницами кодексов и правил. Если найдем, за что зацепиться, непременно оповестим читателей.

НАША СПРАВКА
В 2011 году Мосгортранс предъявил 1871 претензию, по ним добровольно возмещено 2 556 938 руб.; по 482 исковым заявлениям в судебном порядке взыскали 3 566 328 руб.