Зимой автомобилисты чаще всего жалуются на так называемые невидимые штрафы за разметку. Так, полосы заносит снегом и определить, где нельзя перестраиваться, поворачивать, да и просто находиться, получается не всегда. При этом штрафы за разметку действуют серьезные. За проезд по выделенкам в Москве и Санкт-Петербурге штрафуют на 3 тыс. руб., в других регионах — на 1,5 тыс. руб. Проезд по линиям островков безопасности и парковке обойдется в 500 руб. Можно не заметить разметку в снегопад при пересечении стоп-линий или разделяющих потоки и отделяющих обочины сплошных линий разметки, что также грозит штрафами до 1,5 тыс. руб. В ГИБДД некоторое время назад уже высказались о необходимости отключать функцию фиксации дорожной разметки в непогоду: сильный снег или ливень. Однако региональные власти по-разному смотрят на такие предписания. Разбираемся, как работают камеры в снегопад, как материалы с них отсматривают инспекторы ГИБДД и как такие постановления оспорить, если разметки на самом деле не было видно или ее вовсе не было на дороге.
Видят ли камеры нарушения ПДД в снегопад
Как объяснили специалисты Минтранса Московской области, только в случае сильного снегопада комплекс действительно не способен контролировать нарушения ПДД. Там уточнили, что качество снимков при осадках ухудшается: фото- и видеоматериалы с нечетким изображением отправляют в брак. Но если снегопад очень сильный, то камеры действительно ничего не видят — «просто белая стена».
Что касается разметки, то данные о том, где она нанесена, специалисты обычно прописывают в памяти комплекса. Получается, камере неважно, покрыта разметка снегом или нет, — комплекс просто знает, что она там. Однако в ведомстве подчеркнули: перед оформлением постановления снимки, на которых зафиксировано возможное пересечение сплошной линии, будут просмотрены инспектором ГИБДД. Если разметки на фотографии не будет видно, сотрудник должен такой материал отбраковать.
Как рассказал представитель компании «Технологии распознавания» (занимается разработкой и обслуживанием дорожных комплексов) Сергей Кусов, дорожные камеры даже в непогоду видят гораздо лучше водителей. По его словам, благодаря удобному расположению и подсветке комплексы могут увидеть разметку даже под слоем снега. Более того, разметка может быть видна и на снимках, которые придут вместе с постановлением.
«Расстояние между глазом автомобилиста и дорожным покрытием составляет всего несколько метров: он едет и смотрит перед собой. Если где-то дороги не чистят, разметку под снегом автомобилист действительно может не увидеть. С камерами другое дело — комплексы обычно устанавливают сверху, у них хорошая обзорность, светочувствительность, они оснащены ИК-прожектором, и линии разметки такие устройства видят гораздо лучше человеческого глаза. На снимках с этих камер, которые используют как доказательство вины автомобилиста, инспектор также может увидеть разметку», — рассказал Кусов.
По словам эксперта, ночью дорожные камеры могут распознавать разметку даже лучше, чем днем. Дело в том, что ночью диафрагма у камер раскрыта шире, световой поток слабее, но при этом контрастность увеличивается благодаря подсветке дорог.
«И выходит, что днем, когда светит яркое солнце и лежит снег, камеры не всегда увидят разметку, тонкий слой и белая краска превращаются в единое покрытие. Другое дело, что полосы прописаны в памяти устройств. А сделать саму разметку заметнее и для камер, и для водителей могла бы желтая, а не белая краска, которой наносят полосы», — отметил Кусов.
С утверждением о том, что камеры видят ситуацию гораздо лучше самих водителей, согласился и эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман.
«Камера (и инспектор на фотографиях) видит участок дороги сверху в статике, а водитель — под острым углом в движении из автомобиля. Вот и получается, что видимость — понятие относительное», — отметил Шухман.
Такие постановления со штрафами за разметку, которой нет, знают и автомобилисты.
Отключают ли камеры в снегопад или плохую погоду
Напомним, что ранее в МВД об оформлении штрафов за занесенную снегом разметку объясняли, что еще в 2019 году направляли во все подразделения Госавтоинспекции территориальных органов внутренних дел по субъектам России специальное указание на этот счет. В ведомстве составили перечень случаев, при которых формирование достаточной доказательной базы для оформления постановлений о штрафах невозможно. В этот перечень в том числе попало и наступление неблагоприятных погодных условий, при которых необходимо отключать камеры.
Проще говоря, при плохой погоде камеры не должны фиксировать нарушения ПДД, при этом информацию о проездах транспортных средств устройства собирать все-таки должны — эти данные в том числе используют оперативные службы.
При этом регионы на такое указание реагирует по-разному. Например, в Минтрансе Московской области заявили, что делать это нецелесообразно. Там напомнили, что камеры следят не только за соблюдением правил дорожной разметки, но и за соблюдением скоростного режима.
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы свой подход. Ранее там объясняли, что на этапе первичной обработки материала техник проверяет фактическое состояние дороги. И если разметка не видна, то такой материал в ГИБДД не передают.
«Если подобные материалы продолжают поступать продолжительное время, то комплекс временно отключается. Однако, если ведется администрирование требований знаков, знак при этом в кадре и хорошо виден водителю, то состояние проезжей части не берется в расчет — такой материал проходит положительную первичную проверку и передается в ГИБДД для принятия окончательного решения инспектором», — уточняли в организации.
Такими знаками, к примеру, может быть обозначена выделенная полоса для общественного транспорта.
В целом же, по словам Кусова, для операторов проще отбраковывать уже поступившие материалы, нежели выключать камеры в снегопад и включать обратно, что может по неосторожности привести к различным сбоям.
«Теоретически можно убрать функцию разметки при контроле дорог — оператор может снять галочки в программе. Но он этого, скорее всего, делать не будет. Существует субординация, и руководство вряд ли захочет, чтобы в камерах постоянно меняли настройки. С камерами лучше всего работает правило: настроил правильно — и уже эти настройки лучше не сбивать. Проще отбраковывать материалы, которые поступают во время непогоды. Комплекс же не виноват, что он продолжает фиксировать проезды и выполнять свои функции. Чтобы камеры действительно отключали, нужна не просто рекомендация, а предписание, без него операторы не будут рисковать», — считает эксперт.
Как оспорить штраф за разметку, которой нет или которой не видно
Опрошенные юристы уверены: если дорога занесена снегом, из-за которого не видно дорожной разметки, то нет и основания вменять водителю наказание за несоблюдение этой самой разметки. Если же постановление пришло, его стоит оспорить. В качестве объяснения юристы советуют указывать, что в действиях водителя отсутствует вина, ведь идентифицировать дорожную разметку было невозможно. Доказательствами могут послужить записи с видеорегистратора и показания свидетелей. При этом перед маневрами зимой юристы советуют водителям быть внимательнее: иногда, даже если разметки не видно, логично предположить, что в ряде обстоятельств она там все-таки есть. Например, на многополосной дороге.
По словам юриста Михаила Никитина, в ГИБДД при рассмотрении таких обращений часто идут навстречу и, если жалоба написана грамотно, штраф действительно могут отменить. Одним из примеров стало постановление об отмене штрафа в Новосибирской области.
Там автомобилист проехал по дороге, где разметки не было вовсе, но получил штрафы как раз из-за особенностей настроек камер. После обращения через портал госуслуг наказание в ГИБДД отменили.