Что в имени
«Японец», пожалуй, самый знаменитый в этой троице. Первое поколение «Мицубиси-Челленджер» появилось на японском рынке в 1996-м, а годом позже вседорожник пошел на экспорт. В США – под именем «Монтеро Спорт», в Великобританию – как «Сёгун Спорт», а в большинстве европейских стран он известен как «Паджеро Спорт». Легенда гласит, будто амбициозная приставка олицетворяет успехи «Мицубиси» в ралли-рейдах. Усомнимся: в том же 1997 году появилась омологационная версия «Эволюшн» на базе «настоящего» «Паджеро» второго поколения – с перелопаченной ходовой и форсированным до 280 сил мотором. А та модель, что нарекли «Спортом», хоть и была изначально построена на платформе того же «Паджеро 2», в дальнейшем пошла по другому пути развития и сейчас продолжает щеголять рамой и агрегатами утилитарного пикапа «Мицубиси-L200». Ее старенький 222-сильный мотор за 33 года жизни отметился на десятках самых разных машин.
«Форд-Эксплорер» у нас известен меньше. В 1991 году американцы обозначили как «Спорт» трехдверный кузов только появившейся модели, так было и в следующем поколении. А вот в третьей генерации «Эксплорера» трехдверку лишь причесали под большого брата, изменив дизайн, но оставив архаичную ходовую. Потом на несколько лет о «Спорте» забыли и возродили его уже в 2013 году – пятое воплощение «Эксплорера» обзавелось заряженной версией.
Пикап на удивление легко ведется в скольжениях – на кроссовой трассе управлять им приятнее всего!
Сказать, что интерьернелегковой, – покривить душой. Оснащение достойное, материалы отделки не раздражают, а к эргономическим особенностям привыкаешь.
В трансмиссионном арсенале «СанЙонга» – привод на заднюю ось и постоянный полный: с повышающим или понижающим рядом в раздатке.
Кузов о пяти дверях аналогичен обычному, но усилен растяжкой между передними стойками, крепление рулевого механизма к иному подрамнику стало жестче, а пружины и амортизаторы – с другими характеристиками. Главное отличие под капотом: 3,5-литровый V6 с турбонаддувом развивает 360 л.с. против 294 сил атмосферной версии того же объема. С таким, пожалуй, можно и зажечь!
Например, на залитой льдом кроссовой трассе ЦСКА, куда мы повадились таскать большие полноприводники. А что, управляемость оценим на ней, а потом махнем в лес по бездорожью! Если же застрянем, то армейский КАМАЗ вытянет любую машину. Даже «Эксплорер Спорт» со снаряженной массой 2235 кг, не говоря о двух тоннах «Паджеро Спорт» и пикапа «СанЙонг-Актион Спортс».
«Не, ну мы еще понимаем – «Паджеро» с «Эксплорером» сравнить. А пикап-то тут с какого боку?» – прагматичность военных из ЦСКА всегда вызывает уважение. Но грузовичок у нас тоже «спортивный»! В начале 2000-х «СанЙонг» выпускал пикап «Муссо Спортс», а в 2006 году его сменил «Актион Спортс», переживший рестайлинг пару лет назад. Впрочем, и в нынешней ипостаси похвастаться ему особо нечем. Взять хоть самый слабый (149 л.с.) в трио двигатель…
Самый тяжелый, на нешипованных шинах «Форд» оказался самым медленным на кроссовой трассе.
Рядом с «прямоходящим» селектором «автомата» – шайба переключения внедорожных режимов. Вопреки рекомендациям фирмы в снегу наиболее подходящим мы сочли режим «песок».
Самый современный салон «Форда» нашпигован электроникой. Жаль, щели между панелями интерьера неравномерны и великоваты.
Впрочем, дизельная тяга заметно выше, чем у бензинового «Паджеро Спорт», – 360 Н·м против 281 Н·м. В остальном «корейца» роднят с «японцем» и рамная конструкция, и подвешенный на пружинах задний мост, и рулевой механизм, заставляющий крутить руль четыре с лишним оборота от упора до упора.
Бег по кругу
В «Мицубиси» первые круги по ледовой трассе даются нелегко. Мало того что в заносе баранкой надо работать сверхактивно, так она еще начисто лишена обратной связи! Переложив вседорожник из скольжения в скольжение, в какой-то момент легко запутаться: вернулся руль в прямолинейное положение, нет ли – понимаешь лишь спустя десяток метров. Ведь даже с повернутыми колесами под тягой «Паджеро Спорт» едет вперед – поворачиваемость недостаточная. Попытки довернуть машину газом безрезультатны: пока передняя ось не найдет сцепления с дорогой, «Мицубиси» может пересечь всю хоккейную площадку в безвольном сносе. И даже цепкие шипованные шины не помогают! А выставишь «Паджеро Спорт» контрсмещением, чтобы боком прописать дугу, – тут бензиновому мотору не всегда хватает тяги для силового скольжения.
Чтобы заставить «Паджеро Спорт» ехать быстро по ледовой дорожке, надо изрядно постараться. При скоростном рулении иногда прикусывает ГУР.
О, дивный руль и широкие лепестки переключения передач за ним! Увы, только это роднит «Паджеро Спорт» с «Лансером Эво».
Трансмиссия «Супер Селект» превращает «Мицубиси» в короля бездорожья. Кнопками на панели можно отключить систему стабилизации и заблокировать задний дифференциал.
Вспомним о возможностях трансмиссии «Супер Селект»? Можно включить пониженный ряд раздатки – тогда момент на колесах возрастет, вдобавок отключатся ABS и система стабилизации. Ведь прямое назначение этого режима – форсирование бездорожья, где упомянутые ассистенты скорее мешают, чем помогают. Но… Вроде всё сделали по инструкции: остановились, поставили «автомат» в «нейтраль», махнули рычагом раздатки... и, похоже, не довели его до фиксированного положения, перед тем как тронуться. В общем, селектор «Супер Селекта» застрял, и остался стандартный полноприводный режим. На следующий день в сервисе выяснили: случись такое в глухой деревне, можно самому снять накладку на центральном туннеле и освободить заклинивший механизм переключения. Но поначалу отстранили «Паджеро Спорт» от скоростных заездов, сменив на его противоположность – «Форд-Эксплорер Спорт».
Посадка в этом «бегемоте» легковая: тут нет рамы и сиденье расположено привычнее. Еще – американский шик! – можно подвигать педальный узел электроприводом. Правда, на этом фоне ручная регулировка рулевой колонки выглядит жмотством, ну да ладно. Главное, что сам руль делает меньше трех оборотов. И пусть электроусилитель вносит некоторую искусственность – все равно обратная связь тут куда лучше. Жаль, что система стабилизации не отключается – через меню маршрутного компьютера можно отказаться только от противобуксовочной.
Но мы все же поездили некоторое время без электроники! Причем без всякой, даже без электроусилителя руля. Только мы приноровились к характеру «Форда» и влились в ритм после десятка кругов, как «Эксплореру» стало нехорошо. Первой сдурела стабилизация, видимо, перегрев тормоза в попытках осадить скольжения, потом сдалась муфта, подключающая задние колеса. Выход из виража – но помощь задка не ощущается, система стабилизации уже не пытается заправить автомобиль в поворот, а на пит-лейн заезжали «наматываясь на руль»: усилитель взял перерыв и вывесил табличку с просьбой не беспокоить.
После «Форда» в «СанЙонг» забирались с ворчанием – что за сиденье! Что за дурацкая баранка! А этот широченный туннель, к которому жмется педаль газа! Похоже, пилоту придется поработать. Но, как ни удивительно, трудовой процесс не выматывает. Пусть руль длинный, зато не такой пустой, как у «Мицубиси». Что так влияет на управляемость «Актиона Спортс» – база, развесовка, настройки подвесок или полного привода, не принципиально. Главное, что пикап, хоть и не погружает в море адреналина, – пожалуй, самый покладистый из этих вседорожников.
Он охотнее реагирует на руль, увереннее цепляется передней осью за лед и легко ведется газом в скольжении. Здесь нет ломовой тяги «Форда» – дизель все время урчит вблизи 4000 об/мин, но потенциала хватает, чтобы держать пикап в стабильном скольжении. И, как частенько бывает, борьбы с машиной меньше, а результат лучше. С кроссовой трассы «СанЙонг-Актион Спортс» уезжает победителем, совсем чуть-чуть, на 0,2 секунды опередив «Мицубиси-Паджеро Спорт». А «Форд» проиграл им около полутора секунд – причина в большой массе, нешипованных шинах и межосевой муфте, не рассчитанной на такие нагрузки.
Несмотря на надпись SPORTS, сиденья «Актиона» огорчили короткой подушкой и скользкой кожей. Но на ледовом покрытии поддержки достаточно.
Сиденья «Форда-Эксплорер Спорт» самые удобные в тестовой троице.
Спинку сиденья вертикально не поставить, вдобавок она с люфтом – говорят, конструктивная особенность. И это «Спорт»?
Полный финиш
Мы дождались, когда «Эксплорер» оклемается, и поползли в лес по колее от армейского УАЗа. Будем считать это разновидностью спорта – охота, рыбалка требуют хорошей проходимости. «Американцу» на территории российской воинской части неуютно. Низкий бампер чиркает о промерзший грунт, и там, где конкуренты буквально летят, приходится осторожничать. В засыпанный снегом овраг мы и вовсе не стали соваться: наверх надо выскакивать ходом, а в колее можно попрощаться с бампером. Если же не ровен час забуксуешь, придется снова ждать, пока остынет муфта.
Увереннее всего в таких условиях сидишь за рулем «Мицубиси» – непробиваемая подвеска, хорошо изолирующий от ударов руль. Даже на верхнем ряду трансмиссии такие испытания для него – семечки. Может, не зря все же в легенду о «Спорте» вплели историю ралли-рейдов? Но и «СанЙонг-Актион Спортс» не менее уверенно прополз теми же тропами! Сели лишь однажды, разворачиваясь в снежной целине, но качнулись вперед-назад – и выбрались своим ходом. Понижайка и тут не понадобилась.
Понижайка и относительно неплохая геометрическая проходимость – залог уверенности на бездорожье.
На «Эксплорере» можно исследовать только легкое бездорожье. Иначе рискуете остаться в лесу с оторванным бампером и перегревшейся межосевой муфтой.
Как мы ни старались, засадить «Мицубиси» даже в обычном режиме трансмиссии не смогли.
Так кто же победил?
У «Мицубиси» первое место вне дорог и второе время круга на ледовой дорожке, «СанЙонг» чуть быстрее – и понятнее! – на кроссовой трассе и почти так же хорош в глубоком снегу. Аутсайдером в наших условиях оказался «Форд», причем в обеих дисциплинах. Но сравни мы автомобили летом – например, по динамике разгона или по популярности у девчонок, – и он стал бы лидером. Ведь дрэг-рейсинг и кафе-рейсинг тоже спорт, не так ли?
zr.ru