Государство раскрывает конечных владельцев аэропортов

1 сообщение / 0 новое
admin
Аватар пользователя admin
Видели: 4 дня 14 часов назад
Зарегистрирован: 12 марта, 2012 - 13:29
Государство раскрывает конечных владельцев аэропортов

Владельцы международных аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных станций и вокзалов — физические лица, владеющие более чем 1% акций в уставном капитале компании-оператора напрямую или косвенно, — попадут под постоянный контроль государства. Эксперты не уверены в работоспособности инициативы.


Власти раскроют конечных владельцев
Законопроект «О раскрытии информации о бенефициарных владельцах хозяйствующих субъектов, владеющих особо значимыми объектами транспортной инфраструктуры» подготовило Минэкономразвития РФ по поручению правительства. Документ вводит понятие бенефициарного владельца — это «физическое лицо, осуществляющее контроль над юридическим лицом» — и вводит набор обязанностей по раскрытию сведений о структуре владения компаниями, которые являются «особо значимыми объектами транспортной инфраструктурой». Такими объектами признаются международные аэропорты, морские и речные порты, ж/д вокзалы и станции и другие объекты, которые будут включены в перечень особо значимых транспортных объектов правительством РФ.
Компания будет обязана раскрывать информацию о себе или своем бенефициаре — как в текущем режиме, так и по запросу уполномоченных органов. В частности, сторонняя компания при вхождении в капитал компании-оператора инфраструктуры должна будет раскрыть своего конечного владельца не позднее чем через 30 дней с момента получения контроля. При этом законопроект прописывает, что раскрытие проводится в любом случае, вне зависимости от того, покупает ли юридическое лицо акции напрямую, получает ли в доверительное управление или устанавливает контроль через третьих лиц. То же самое должен сделать человек, получающий контроль в компании- операторе. О факте сделки или установлении контроля юридическое и/ или физическое лицо должны сообщить самой компании- оператору.
Кроме того, бенефициара дополнительно обяжут представлять о себе информацию по запросу компании- оператора и/или федерального органа исполнительной власти. В дальнейшем бенефициар, владеющий прямо или косвенно более чем 1% акций, обязан будет представлять о себе информацию компании-оператору по установленной форме.

Суд и ФСБ проконтролирует
Получив информацию от бенефициаров, компания-оператор, согласно законопроекту МЭР, обязана передать ее уполномоченному органу. На это отводится 30 дней с момента получения информации от бенефициара. В такой же срок компания-оператор обязана отреагировать на запрос уполномоченного органа.
За неисполнение требований Минэкономразвития предлагает ограничивать физическое или юридическое лицо в праве голоса на общем собрании акционеров. Так, уполномоченный орган сможет обратиться в суд, а суд сможет принять решение о лишении акционера права голоса. Для определения бенефициаров оперативным подразделениям ФСБ разрешат проводить оперативно-розыскные мероприятия, а результаты этой работы могут быть использованы как доказательная база в суде.
Предполагается, что закон вступит в силу в момент опубликования, после чего все бенефициары, которые на момент подписания закона владеют прямо или косвенно более чем 1% акций в аэропортах, портах или ж/д вокзалах, обязаны будут раскрыться в течение трех месяцев после подготовки всех необходимых форм документов. После этого еще в течение месяца компании-операторы, получив информацию от бенефициаров, должны будут передать ее уполномоченному органу.
Если компания-оператор не представит вовремя необходимую информацию или представит недостоверную информацию, ее менеджерам грозит штраф от 40 до 50 тысяч рублей, а самой компании — штраф от 300 до 500 тысяч рублей. За те же действия акционеру компании-оператора грозит штраф от 50 до 200 тысяч рублей.

Откуда интерес к владельцам
Претензии по структуре владения транспортным активом неоднократно возникали к одному из московских аэропортов — Домодедово. В очередной раз они были предъявлены после теракта в Домодедово в январе 2011 года. Сразу после трагедии Дмитрий Медведев /тогда президент России/ возмутился недостаточными мерами безопасности в аэропорту. Он добавил, что за произошедшее «должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта».
Генпрокуратура установила, что управление аэропортовым комплексом осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. Созданная схема, по мнению ведомства, «позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту Домодедово». Владелец московского аэропорта Домодедово — кипрский офшор Hacienda Investments Limited, заявила тогда Счетная палата России. Но Генпрокуратура так и не смогла установить конечных владельцев Домодедово. В ведомстве «так и не нашли ту самую “последнюю матрешку”, говорил заместитель генпрокурора Александр Буксман. Тогда он предложил узаконить раскрытие информации о собственниках для офшоров.
Спустя два года — в 2013-м — тема получила новое развитие. В марте правительство поручило Минэкономразвития подготовить соответствующий законопроект. А на совещании по вопросу развития столичного авиационного узла 3 июля президент Владимир Путин подтвердил позицию о том, что все участники проектов по развитию Московского авиационного узла должны быть известны. “Необходимо, чтобы все участники проекта находились в российской юрисдикции, с известными бенефициарами, — заявил он. — Это важно для того, чтобы четко понимать, кто, за чей счет и в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры, и за что отвечать в конечном итоге”.
По итогам совещания было решено, что управляющим компаниям московских аэропортов могут быть предоставлены госгарантии для привлечения кредитов в целях реализации инфраструктурных проектов. Но управляющие компании должны обеспечивать раскрытие информации о конечных бенефициарах.

Кто чем владеет
Домодедово на данный момент единственный полностью частный аэропорт в Москве. Его владельцем в мае 2011 года был назван председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик. Тогда компания DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн, заявила о планах по выходу на IPO. Каменщик был назван 100-процентным бенефициаром DME Limited, владеющей и управляющей Домодедово. IPO не состоялось, и в феврале 2012 года офшорная компания была закрыта, а активы переведены в другой офшор.
В “Аэропорту Внуково” государство через Росимущество владеет 74,7% акций. Остальные акции — у ОАО “Внуково Инвест”. В “Международном аэропорте Внуково” у Росимущества — 25% плюс 1 акция; остальные — у ОАО “Авиационно- Нефтяная Компания”. По итогам серии сделок, проведенных конечными бенефициарами внуковских активов летом 2013 года, 58,44% компании “Международный аэропорт Внуково” перешли в косвенное владение компании Corwell Finance Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Этой же компании после реализации оферты миноритариям “Внуково Инвест” перейдет в косвенное владение 25-процентный пакет в “Аэропорте Внуково”.
Получить оперативный комментарий во Внуково и Домодедово ИТАР-ТАСС не удалось.
Аэропорт Шереметьево на данный момент почти полностью принадлежит государству, но по решению правительства приватизация 83,04% акций ОАО “Международного аэропорта Шереметьево”, находящихся в федеральной собственности, должна быть проведена к 2016 году. Ранее менеджмент аэропорта предлагал Росимуществу рассмотреть вариант привлечения в актив стратегического партнера по развитию аэропорта.
Сейчас Шереметьево ведет прием заявок от компаний, желающий развивать северную зону аэропорта. Уже подали заявки “Инжиниринговая корпорация Трансстрой” /входит в холдинг “Базовый элемент” Олега Дерипаски/, “Аэропорт Кольцово” /холдинг “Ренова” Виктора Вексельберга/ и TPS Avia group /считается участниками рынка структурой предпринимателей Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, ранее партнеров по инвестгруппе ТПС/.

Неочевидные результаты
В Минтрансе ИТАР-ТАСС сообщили, что в ходе согласования в установленном порядке направят свои предложения в Минэкономразвития.
Практика введения требований по раскрытию информации о бенефициарах компаний достаточно распространена в мире, но работоспособность нынешнего законопроекта пока неочевидна, считают эксперты. “Вопрос в том, как будет определяться достоверность предоставляемой информации, когда речь идет об активах, находящихся, например, в доверительном управлении, поскольку формальный собственник активов может не совпадать с реальным получателем дивидендов”, — отмечает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.
По мнению юриста, возникнут трудности с предоставлением информации в тех случаях, когда собственником объекта инфраструктуры будет являться публичная компания, у которой сотни и тысячи акционеров. “Особенно важно, какова будет процедура оспаривания решений госорганов, посчитавших недостоверными представленные сведения о собственниках, а также то, на кого ляжет бремя доказывания, — отмечает Зеленин. — От этих процедурных моментов и будет зависеть, во что превратится закон: в цивилизованный инструмент контроля или в „дубинку“ против неугодных собственников”.
Замглавы инвесткомпании “Регион” Анатолий Ходоровский считает, что сложности могут возникать и в случаях, когда собственником объектов выступает компания, зарегистрированная за пределами России. “Определение выгодоприобретателя в этих случаях связано с законодательством зарубежной юрисдикции, — напомнил он. — Практика показывает, что процедура выявления конечного бенефициара во многом носит заявительных характер, как это было, например, в случаях с Домодедово /в мае 2011 года владельцем оператора Домодедово была названа компания DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн, а ее конечным бенефициаром — Дмитрий Каменщик; но позднее бенефициар вновь был скрыт — прим. ред/, а еще ранее с нефтяной компанией ЮКОС”.
Сложные офшорные схемы могут быть, с одной стороны, вполне легальными, говорит Ходоровский, но с другой — найти конечного бенефициара в них с помощью розыскных мероприятий не удается.