Была бы трубка — а хомут найдется

1 сообщение / 0 новое
admin
Аватар пользователя admin
Видели: 16 часов 56 минут назад
Зарегистрирован: 12 марта, 2012 - 13:29
Была бы трубка — а хомут найдется

Говорить мы сегодня будем о такой безделице, как хомут. Не тот, который надевают на лошадь, а тот, который применяют в автомобилях для сочленений всяческих трубопроводов. Если посчитать количество разнообразных хомутов на любом автомобиле — запросто можно насчитать пару десятков, особо не углубляясь в конструктивные особенности. Вот про их разновидности мы и побеседуем.


Классический червячный хомут. Традиционно, им крепят шланги охлаждающей жидкости, шланги бензопровода, воздушные патрубки. Конструкция проста и незатейлива — винт, вращающийся с помощью отвертки (правильные хомуты имеют шлиц и для обычной, и для крестовой), либо с помощью головки на 7. Важный плюс такого типа хомутов — в силу конструкции, даже большой хомут можно накрутить на тоненький шланг в случае необходимости. Хотя и не рекомендуется, если есть возможность подобрать подходящий размер. Есть и минус — увлекающиеся личности при затягивании запросто доводят дело до разрыва хомута от усилия. Или до деформации патрубка, на который надевается шланг.


Хомут пружинный. Нам знаком больше по иномаркам, в отечественных авто чаще используют червячные. Главный плюс такого хомута — простота. Для того, чтоб его надеть, нужно плоскогубцами надавить на торчащие усики, увеличив таким образом размер. А после размещения его на требуемом участке шланга — плоскогубцы надо отпустить, и хомут сам прижмет все как требуется. Важное преимущество — он прижмет шланг именно с такой силой, с какой и было задумано, надавить слишком сильно таким хомутом нельзя. Правда, тут же и минус — со временем такие хомуты могут ослабевать, и с виду надежное соединение может подтекать.


Пластиковый хомут, или, в простонародье, стяжка. Применяется в основном не для сочленений, а для фиксации свободно болтающихся шлангов, трубочек и проводов. Половина проводки в автомобиле закреплена такими хомутами. Могут применяться и для соединения трубочек с патрубками, но при соблюдении двух условий: во-первых, если трубочка тоненькая, во-вторых — при отсутствии больших нагрузок и высоких давления в месте крепления. Как видно из картинки, для крепежа таким хомутом инструмента не требуется вовсе.


Хомут для выхлопной трубы — довольно сильно отличается от вышеназванных. Это и неудивительно. Причинами такого отличия являются следующие причины:
1) Такой хомут крепит не гибкий шланг к твердому основанию, а два твердых участка трубы. Соответственно, и усилие требуется несколько больше.
2) Хомуты системы охлаждения греются почти до ста градусов. Это немало. Но выхлопная труба, особенно части, близкие к катализатору, греются куда выше. Добавим к этому агрессивные условия работы — влажность, антигололедные реагенты...
В результате получаем конструкцию, как на картинке. Для различных марок хомуты выхлопной трубы могут отличаться, но идеология всегда одна. И без гаечного ключа к таким хомутам и подступаться бесполезно.


И напоследок — выделяющийся из общего ряда хомут крепления пыльника ШРУС.
По своей идеологии он весьма похож на обычный червячный хомут, и первый возникающий вопрос — зачем какой-то специальный хомут для крепления этого пыльника. Ответ тот же, что и для хомута выхлопной трубы — особенные условия работы.
1) Полуоси при движении быстро вращаются, а значит — важна сбалансированность вращающейся части. При всех достоинствах червячных хомутов, их балансировкой мало кто занимался, и худо-бедно, а пару грамм дисбаланса они внесут. Что не смертельно, но и далеко не приятно.
2) Хомут пыльника ШРУС не должен иметь лишних выпирающих частей. Иначе он легко может зацепиться за что-нибудь, а это уже чревато срывом хомута, повреждением пыльника, попаданием грязи в ШРУС, выходом ШРУСа из строя, невосполнимыми финансовыми потерями, долгами, коллекторскими агентствами, продажей квартиры и жизнью на вокзале.
3) Опять же, если подкапотные хомуты живут по большей части в тепле и уюте, ШРУС, пыльник и хомут благоустроенной семьей не считаются, и собирают на себя в изобилии всю грязь, воду и химию с наших дорог. И там, где червячный хомут сдастся, сломается и уйдет в небытие, специальный хомут еще запросто проживет пару лет, исправно выполняя свои задачи.
Вот мы и рассмотрели большинство используемых в автомобилях хомутов. А в следующий раз мы поговорим про другие автомобильные железки, благо полет конструкторской мысли создал их немыслимое количество, и все по-своему интересны.

autonews.ru