Руководство столицы вот уже пару лет как борется с пробками. Основное средство - пересадить автовладельцев на общественный транспорт, в чем, кстати, им помогают профессиональный фотоблоггер Варламов и профессиональный игрок в покер Кац (а вместе они - "Городские проекты"). В целом идея является правильной. Как минимум, в пределах МКАД транспортную проблему иначе уже не решить. Расширить дорожную сеть очень сложно, поэтому остается только снижать количество машин. Логично предположить, что общественный транспорт должен встречать новых клиентов радостной улыбкой и прививать им лояльность к этому прекрасному новому миру. Но вот проблема - ответственное за наземный транспорт ГУП "Мосгортранс" встречает новообращенных пассажиров очень уж издевательской гримасой ненавязчивого советского сервиса. Намеренно оставим в стороне московское метро - там свой комплекс проблем, который достоин отдельной беседы.
Итак, представим. Вы - автовладелец. Утомленный ежеутренними и ежевечерними пробками, а тем паче - поиском парковок у работы утром и у дома вечером, вы твердо решили на сегодня оставить машину у дома и попробовать все же доехать на работу (или до метро) на автобусе. Рассчитав время, вы прибываете на ближайшую к дому автобусную остановку и твердым шагом направляетесь к киоску, торгующему автобусными билетами. На этом шаге вас уже можно поздравить. Если на вашей остановке есть киоск скорее всего, его нет на расстоянии трех-четырех остановок в любом направлении. Вы счастливчик. Вы сейчас купите билет на одну поездку.
Хуже, если киоска нет. Придется покупать билет у водителя. На первый взгляд, не беда. Чем водитель хуже киоскера? Да ничем. Он даже лучше - он реальную работу делает, а не только билеты продает. Но вот проблема. "Идя навстречу пожеланиям граждан", с апреля 2013 года ГУП "Мосгортранс" отменило продажу водителем билетов на одну поездку. А летом того же года отменило и продажу билетов на две поездки. Таким образом, минимум, что вы можете купить у водителя - это билет на четыре поездки стоимостью в сто рублей. Нет, конечно, это не та сумма, чтобы лезть в петлю, но что, если вы планировали съездить на автобусе только сегодня, а в последующие 3 месяца (срок действия такого билета) никуда ездить на автобусе не планируете. Получается, две поездки останутся неиспользованными. Иными словами, вы подарите Мосгортрансу 50 рублей. Да не жалко бы, но обидно отдавать деньги за воздух. Да и не вполне ясно, насколько это корректно с точки зрения прав потребителя. Вряд ли законы Российской Федерации так уж прямо разрешают навязывание услуг.
Кстати, автор этих строк узнал об этих четырех поездках как раз, когда была необходимость проехать три остановки в одном направлении (обратно планировалось вернуться уже на авто). Желание скандалить погасил водитель автобуса - добродушно ухмыльнувшись, он ткнул в висевший на стекле номер телефона уже упоминавшегося ГУП и произнес чудесную в своей простоте фразу: "Вот телефон, позвони, раз[громи] их всех там!" (в квадратных скобках приведен приблизительный фонетический аналог реально произнесенного). От улыбки станет мир светлей. Действительно, стал. Скандалить расхотелось. Пользуясь случаем, автор передает привет и выражает респект этому водителю.
Но это еще цветочки. Настоящий праздник жизни наступит, если вы решите попробовать начать новую жизнь на пару с товарищем и придете на эту же остановку вдвоем. Вы приобретете у водителя тот же билет на четыре поездки (еще и порадуетесь - не пропадут деньги впустую!), пройдете вдвоем в салон, истратив две поездки из четырех, и совесть ваша будет чиста... Ровно до момента, когда в салон войдут контролеры и разъяснят вам всю глубину наших глубин. Оказывается, согласно Постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112, ст. 83: «безбилетным является лицо, обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета». То есть, один из вас двоих является безбилетным, так как билет у вас один на двоих. Это сейчас не выдумка воспаленного мозга автора, это краткий пересказ вполне официального разъяснения на вполне официальном сайте: http://troika.mos.ru/main/news/zaderzhka_posleduyuwego_prohoda_po_bileta...
Черт с ним, вы (или ваш товарищ) согласны признать себя безбилетным. Вон, некоторые себя депутатами признают, и не стыдятся этого, а тут всего-то безбилетный пассажир. Не секс-меньшинство же, в самом деле. Но тут контролеры идут дальше по логической цепочке и ненавязчиво предлагают безбилетному пассажиру оплатить штраф за проезд без билета в общественном транспорте. Штраф, согласно информации по ссылке выше, составляет одну тысячу рублей. Отличная экономия на отказе от автомобиля! Если вы с товарищем крепкого телосложения - дело закончится побитыми контролерами, если не очень - контролеры будут обласканы набором идиоматических выражений, а вам с товарищем придется покинуть салон общественного транспорта. Впрочем, при известной доле авантюризма и склонности к необдуманным действиям, дальнейшее развитие событий может стать как высокобюджетным боевиком с участием Брюса Уиллиса, так и криминальной драмой, напоминающей лихие девяностые. Тут сложно что-то предсказывать. Гораздо проще предсказать другое. После такой радушной встречи с гостеприимством мосгортранса, вы вряд ли захотите повторно воспользоваться услугами этого прекрасногогосударственного унитарного предприятия.
Эти, казалось бы, мелочи, очень сильно портят имидж основного наземного перевозчика столицы. Да, неприятно толкаться в ежеутренних пробках. Но еще менее приятно платить за воздух и получать штрафы несмотря на то, что проезд фактически был оплачен. Такими действиями Мосгортранс только толкает потенциальных клиентов в руки коммерческих перевозчиков (которые, к сожалению, тоже имеют кучу нареканий - в первую очередь, по безопасности). Или, что еще хуже в рамках общегородской политики, в теплый и уютный салон личного автомобиля.
А самое печальное - не наличие таких проблем. Основная печаль в том, что ГУП "Мосгортранс" не хочет решать эти проблемы. Когда-то раньше киоск с печатной продукцией, расположенный почти на каждой остановке, обязательно продавал и билеты на автобус. Теперь такого нет. Хорошо, пусть возврат этих киосков потребует как времени, так и дополнительных затрат, а бюджет города не резиновый. Смиримся. Посмотрим на вторую часть проблемы. Не потребует особых затрат введение отдельного локального постановления, допускающего оплату проезда нескольких граждан одним билетом. Но - не хотят решать проблему. Задокументировали ее, но не решают. "It's by design" - так это называется у программистов и инженеров.
Пока же остается надеяться, что ГУП "Мосгортранс" заинтересовано в привлечении новых клиентов и сделает шаги в нужном направлении, а текущее невнятное положение дел - исключительно результат высокой загруженности сотрудников текущими задачами. но почему-то верится с трудом...
autonews.ru