Дата 1 октября признана во всем мире Днем пожилых людей. В этот день ООН призывает правительства, частный сектор, организации гражданского общества и всех людей планеты сосредоточить внимание на создании общества для всех возрастов.
Люди старшего возраста нуждаются в повышенном внимании. И не менее важно это внимание на дороге. В силу возраста пожилым людям труднее ориентироваться в интенсивном дорожном движении. Ежегодно на дорогах гибнут около 2 тысяч представителей старшего поколения, порядка 15 тысяч получают травмы.
Подчеркивая важность этой проблемы, общественная организация «Движение без опасности» в Международный день пожилых людей публикует часть магистерской диссертации Даниловой И.А. «Смертность пожилых от внешних причин в России и ее регионах», посвященную транспортным происшествиям с участием пожилых людей. Она прояснит как статистическую сторону ситуацию, так и возможные пути решения проблемы организации безопасного дорожного движения для пожилых людей.
С возрастом и у мужчин, и у женщин существенно снижается смертность среди водителей и пассажиров. Но при этом увеличивается доля жертв среди пешеходов.
На рис. 8 представлены структуры смертности в транспортных происшествиях в России в 2010г для населения в возрасте 20-59 лет и для пожилых людей в возрасте 60-74 года и 75 лет и старше.
Повышенный риск стать жертвой ДТП у пожилых пешеходов во многом связан с физиологическими изменениями, происходящими в организме по мере старения (замедленная походка, ухудшение зрения и реакции, повышенная хрупкость костей и т.д.). Но говорить о том, что в пожилом возрасте увеличивается только пешеходная смертность – не совсем верно. Действительно, если рассчитывать коэффициент привычным способом – как отношение числа погибших соответствующего возраста к числу живущих в данном возрасте – то смертность водителей в молодом возрасте выше, чем в пожилом. Но это во многом объясняется тем, что и доля людей, активно пользующихся автомобилем в молодом возрасте больше. И если в качестве знаменателя брать не число живущих, а число километров, которые проехали водители данного возраста, то смертность пожилых водителей по данному показателю будет также выше, чем смертность молодых водителей.
Увеличение смертности пожилых водителей вызвано ухудшением зрения и слуха, более замедленной реакцией, частым приемом медикаментов, которые могут влиять на водительские навыки.
Основные меры, которые могут способствовать предотвращению дорожно-транспортных происшествий с участием пожилых людей, лежат в области обеспечения безопасной для пожилых инфраструктуры, а именно:
- ограничение скоростного режима;
- создание специальных «медленных» пешеходных переходов;
- снижение высоты бордюра на переходах;
- звуковые сигналы и пунктирные плитки возле перекрестков для людей с ослабленным слухом и зрением;
- более частые экзамены на подтверждение водительских прав для пожилых людей.
Сравнение смертности пожилых от всех транспортных несчастных случаев в России и других странах представлено на рис.9. В России наблюдаются повышенные коэффициенты смертности от транспортных происшествий в возрасте 60-74 года. Особое внимание стоит обратить на женскую смертность в этом возрасте. В возрасте 75 лет и старше российские показатели выглядят сопоставимо с показателями других стран.
Динамика смертности пожилых от транспортных несчастных случаев характеризуется, прежде всего, частым чередованием периодов спада и подъема. С середины 60-х годов и до 2010 года вектор смертности 6 раз меняет свое направление. В 2002-2004 году был достигнут локальный пик смертности, после которого началось очередное снижение, которое продолжается и по сей день.