Страховщики мечтают о «большом брате»

1 сообщение / 0 новое
admin
Аватар пользователя admin
Видели: 16 часов 13 минут назад
Зарегистрирован: 12 марта, 2012 - 13:29
Страховщики мечтают о «большом брате»

«Хорошо, что вы к нам зашли. Скоро все «левые» полисы будут фиксироваться видеокамерами. Едет автомобиль, система видеофиксации считывает его номер и «пробивает» по базе зарегистрированных в РСА полисов. И если полис не зарегистрирован, водитель получит письмо счастья», - в субботнее утро страховой агент видимо, был не прочь поговорить. Или, может быть, просто таким образом «благодарил» меня, что я зашел к нему в офис, а не купил полис ОСАГО в одной из «ГАЗелей», в огромном количестве припаркованных на подступах к местному МРЭО.
«У нас все по-честному, без диагностической карты, подтверждающей исправность автомобиля, мы полис не продадим!», - продолжал заливаться соловьем менеджер.
Действительно, в банке данных РСА за последние несколько лет произошли огромные изменения. Еще недавно водители, попавшие в период действия полиса ОСАГО в ДТП, повторно страховались в другой компании, где на «голубом глазу» уверяли агентов в чистоте своей страховой истории. Но, похоже, такие времена прошли. В компьютере страхового менеджера нашлись все данные мои данные даже по полису пятилетней давности.
«Существующая база АИС РСА - общая база автовладельцев и их полисов. Для чего это сделано - для того, чтобы отслеживать систему скидок и надбавок «бонус-малус» и чтобы следить за тем, заключены ли все договоры, заключены ли они без потерянных полисов», - рассказывал о данных внесенных в единую базу Российского союза автостраховщиков (РСА) Николай Тюрников генеральный директор юридической компании ООО «ГлавСтрахКонтроль». 
В общем, ничего сверхфантастического при оформлении личного полиса ОСАГО я не услышал. Напротив, идея подключить к системе обязательного автострахования комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД, которых только в Москве уже около тысячи, должна просто-таки витать в воздухе. Тем более что каких-то нереальных затрат это не потребует: уже сегодня у страховщиков есть информация по 30 миллионам договоров ОСАГО.
«Никаких проблем с этим - отследить недействующие полисы, конечно же, нет! То есть у РСА есть единая база, куда все страховщики «сливают» данные относительно того, какие заключены договоры страхования, а у Госавтоинспекции, соответственно, есть номера этих машин, и они, естественно, это могут проверять. Это чисто технический вопрос, но я думаю, что такая программа совершенно элементарно создается. Таким образом, через штрафы можно принудить человека заключить договор», - уверен Николай Тюрников.
«Левые» полисы ОСАГО — настоящая головная боль для страховщиков. Как сообщили корреспонденту Autonews.ru в представительстве РСА, каждый выявленный недействительный договор — убыток для бизнеса и очередной аргумент в пользу повышения стоимости базовой ставки.
«У нас очень много этих «кибиток» так называемых, вагончиков, где продаются полисы ОСАГО, КАСКО с дисконтом в 70%. Понятно, что полис ОСАГО, у которого есть фиксированная цена, не может продаваться с такой скидкой - что-то здесь не так. У нас уходит с рынка большое количество компаний. Кто-то уходит, захватив бланки, и какое-то количество полисов всплывает на черном рынке», - рассказала о путях появления «левых» полисов на рынке менеджер по связям с общественностью РСА Ольга Крючкова.
О масштабах бедствия можно судить, если набрать в поисковике «полис ОСАГО со скидкой». Сайты с подобными предложениями регулярно закрываются, но на их месте появляются новые. А по дорогам страны разъезжает огромное число водителей купивших страховой полис за копейки.
«С чем идет борьба - это аннулированные или утраченные полисы. Или заявляются как аннулированные или утраченные, но на самом деле пускаются в оборот на черный рынок, продаются по заниженной цене. Продаются по 500 рублей или по 1000 за бланк. Но еще есть и поддельные полисы. Обычная бумага, которая выглядит, как бланк полиса, но таковым не является», - комментирует ситуацию Николай Тюрников.
Применение систем видеофиксации для выявления автовладельцев с недействительными договорами ОСАГО, по мнению эксперта, могло бы значительно сократить и число «левых» полисов, и компаний, продающих такие бланки, и главное, - число спорных ситуаций при разборе ДТП, когда на вопрос: кто будет возмещать убытки? - нет внятного ответа. Но сможет ли такая система работать в России без сбоев — большой вопрос.
«Для автовладельцев, я подозреваю, будут какие-то сбои в этой базе, такая система контроля создаст только проблемы. Человек заключил, к примеру, договор страхования с компанией, которая сейчас имеет проблемы с выплатами. И эта компания, разбираясь с выплатами, вносит данные о новых полисах с опозданием в месяц. Понятно, что за месяц какая-нибудь камера такого водителя поймает и не раз. Поэтому человеку придется куда-то ехать и оспаривать свою якобы виновность. Другая проблема. Человеку выписали один штраф, завтра он опять не заключил договор — ему так за месяц придет 10 штрафов... Как здесь действовать? Пока вопросов больше чем ответов. Это делать нужно вдумчиво, чтобы у людей не было отторжения», - считает Николай Тюрников.
В Российском союзе автостраховщиков на официальный запрос Autonews.ru ответили, что применение средств видеофиксации для выявления водителей с «левыми» или недействующими полисами ОСАГО - пункт из раздела заманчивых, но пока нереализованных проектов.
«Отслеживание водителей с недействительными страховыми полисами с помощью систем видеофиксации, безусловно, интересная идея, однако на данный момент ее реализация представляется технически невозможной. Конечно, это было бы замечательно, но на сегодняшний момент мы занимаемся очисткой нашей базы. У нас 109 страховых компаний, и все они вносили данные: исторические и современные. Сидит там какая-то девочка, не там запятую поставила или цифру – и это уже ошибка. Поэтому эта база сейчас чистится от таких «помарок», - рассказала об основных работах с электронной «картотекой» Ольга Крючкова.
«Левые» полисы ОСАГО, повторимся, бывают двух видов: настоящие, но украденные или потерянные, и подделки – вплоть до копии очень высокого качества с теми же водяными знаками и металлизированными нитями в бумаге, что и у настоящих полисов. И с такими бумагами рассчитывать на помощь страховщиков не стоит. «Если полис куплен официально, пусть даже в компании, которая сейчас испытывает трудности, приостановлена или отозвана лицензия. РСА из своего компфонда выплачивает всем пострадавшим. А если у вас полис фальшивый, вам никто ничего не даст: ни страховая компания, ни РСА. Вы купили подделку, это как фальшивые банкноты – вам за них никто ничего не даст. В данном случае, конечно, нужно идти в правоохранительные органы и писать заявление», - прокомментировала ситуацию Ольга Крючкова
Самым надежным способом избежать покупки «подделки» в РСА называют проверку номера бланка полиса в электронной базе посредством переносного компьютера или смартфона. На сайте РСА в соответствующем разделе достаточно ввести номер и убедиться в том, что он приобретен той компанией, в которой вы собираетесь оформить страховку.