Цена литра бензина в 2014 году может достигнуть 40 рублей. Признавая логику взимания скрытого налога с более социально активных и обеспеченных слоев населения, эксперты вместе с тем напоминают: подорожание топлива может нанести значительный урон экономике страны. Вероятен и дефицит бензина.
Президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль, прогнозируя уровень подорожания, называет среднюю цифру в 10%. «Цены будут идти вверх, так как нефть дорожает, вводятся новые налоговые ставки на ее добычу. Я не вижу оснований для того, чтобы цены на бензин падали», - объяснил Шмаль на недавней пресс-конференции в Москве. По его подсчетам выходит, что литр 92-го на московских автозаправках в течение следующего года достигнет, как минимум, стоимости в 35-36 руб., 95-й будут продавать примерно за 37-38 руб., а цена 98-го достигнет психологической отметки в 40 рублей.
Впрочем, не все эксперты придерживаются столь радикальных оценок. По мнению содиректора независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Григория Бирга, прогноз роста цены на бензин в 10% отражает максимально возможное годовое повышение на рынке. Бензин, считает эксперт, давно отнесен государством к списку социально-значимых товаров, и поднять его цену выше указанной планки не даст ни правительство, ни антимонопольная служба.
Так или иначе, подорожание будет. «Стоит ожидать роста цен на топливо. Я думаю, что это будет порядка 7%, плюс-минус 2%. Он мог бы быть намного больше, если бы не действия ФАС и правительства по сдерживанию темпов роста цен на топливо. Это может быть сделано, в том числе, и за счет каких-либо договоренностей с нефтяными компаниями о выделении какого-то объема топлива на внутренний рынок», - рассказал эксперт.
При этом от динамики нефтяных котировок цены на автозаправках зависят меньше всего. Тем более что по прогнозам Минэкономразвития стоимость барреля нефти в ближайшие два года будет не выше, а ниже нынешней и составит в 2014 году $101 за баррель, в 2015-2016 годах – $100.
Но даже этот прогноз слишком оптимистичен, считает ведущий эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев. На рынок в 2014 году могут хлынуть миллионы тонн иранской нефти. О возможном снятии нефтяного эмбарго «большая шестерка» (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия) договорилась с Ираном 15-16 октября в ходе обсуждения иранской ядерной программы. Если экономические санкции с одного из самых больших экспортеров нефти в мире будут сняты, то цена на нефть может снизиться еще на 10-12 долларов за баррель.
«В 2014 году есть основания думать, что цена на нефть будет несколько ниже, чем в 2013 году. Я не ожидаю, что будут какие-то серьезные скачки и серьезное падение цен. Но похоже на то, что постепенно будут выпускать нефть Ирана на внешний рынок, и этот фактор сначала сыграет на понижение цен, но затем довольно быстро сойдет на нет», - поделился с корреспондентом Autonews.ru своим видением нефтяного рынка Рустам Танкаев.
Цена барреля российской нефти на мировом рынке за первые девять месяцев этого года снизилась почти на 3 процента. Тем не менее, цена литра 92-го бензина за этот же период выросла на 7%, 95-го — на 9,8%, а дизельное топливо и вовсе подорожало почти на 12 процентов.
Цена бензина растет в том числе и из-за перевода российских НПЗ на новый экологический стандарт, который также требует от нефтяников огромных расходов. А они в конечном счете закладываются в цену топлива.
Но главным фактором повышения тарифов на бензин была и остается доля различных налогов и сборов в цене каждого литра топлива, которая на сегодня уже превышает 65% и с каждым годом продолжает расти.
В частности с 2014 года предусмотрено поэтапное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Одновременно с этим будет снижаться экспортная таможенная пошлина. По мнению экспертов, подобный налоговый маневр станет еще одним катализатором цен на внутреннем рынке и, кроме того, может спровоцировать дефицит бензина.
«Налоговой маневр, который подразумевает рост цен НДПИ, с одной стороны, а с другой стороны — снижение экспортных пошлин, приведет к тому, что более привлекательным станет экспорт нефтепродуктов. Соответственно, число предложений на внутреннем рынке теоретически снизится, а цена внутри страны должна вырасти, приближаясь к ценам по экспортным направлениям», - уверен Григорий Бирг.
Запретительные экспортные пошлины всегда были главным препятствием на пути российского бензина в Европу. Но в последнее время поток отечественного бензина, уходящего за границу, становится все шире, а сеть российских АЗС за границей растет постоянно.
«Есть еще один очень важный фактор, который серьезно может повлиять на бензиновый рынок в России. Дело в том, что наши компании постепенно скупают нефтеперерабатывающие заводы в Европе, при этом вместе с заводами скупаются и заправочные комплексы. На эти заправочные станции топливо преимущественно идет с тех заводов, которые купили компании», - сообщил Рустам Танкаев.
Ориентация на цену топлива в странах, которые его не производят, по мнению специалистов, ни к чему хорошему в итоге не приведет. Во всех крупнейших нефтедобывающих странах: в Саудовской Аравии, Венесуэле, Кувейте, Иране — бензин стоит в разы меньше, чем в России. Дело не в гуманности властей: рост внутренних цен на моторные топлива угнетает не только водителей, но и экономику страны в целом.
Хотя логически повышение стоимости бензина вполне объяснимо. Государство пополняет бюджет за счет скрытых налогов с самого социально активного и обеспеченного слоя граждан. Однако с точки зрения экономики дорогое топливо на внутреннем рынке тормозит промышленность, делает все отечественные товары неконкурентоспособными, задирает цены на них до космических высот.
«Огромная доля в себестоимости любой продукции — это топливо. Сейчас в очень тяжелом положении находится экономика Японии, и японские товары при схожих с американскими потребительскими свойствами заметно дороже. Эта дельта — следствие сланцевой революции и дешевой энергии на рынке США и того, что произошедшие в Японии катаклизмы вынудили страну менять свою энергетику. Вот это то, чего стоит энергия. Мы гробим свою будущую промышленность за счет того, что собираем с народа налоги», - уверен Рустам Танкаев.