600 новых камер видеофиксации начнут следить за московскими водителями до конца этого года. Кроме того, в столице появятся специальные спид-камеры для штрафования мотоциклистов (в отличие от обычных, они фотографируют нарушителя сзади), а подмосковных автомобилистов ожидает расширение полномочий электронных систем: они научатся выписывать квитанции за пересечение стоп-линий и езду по обочине. Если вспомнить еще один большой проект - «Автодория», то есть, камеры, штрафующие за превышение средней скорости, – становится ясно, что ставка в борьбе за безопасность дорожного движения, сделана именно на комплексы автоматической фиксации нарушений. Кажется, стоит теперь поднять штрафы (что и будет сделано в ближайшее время), как на дорогах воцарятся мир и покой: не зря же мэр Москвы Сергей Собянин пообещал покончить с нарушителями уже в этом году. Однако эксперты полагают, что мэр поспешил с обещанием, так как всех проблем камеры не решат.
«Я бы выделил несколько основных причин высокой аварийности на дорогах. К сожалению, ни одна из них камерами «не ловится». Прежде всего, это плохое состояние самих дорог – в каждом пятом ДТП виновато не лихачество, а плохое состояние дорожного полотна. В год из-за разбитых дорог погибает больше людей, чем за всю военную кампанию в Афганистане», - рассказал координатор «Общества Синих Ведерок» Петр Шкуматов.
Слова эксперта подтверждает статистика Генеральной прокуратуры, опубликованная на официальном сайте ведомства. В 2012 г. из-за разбитого асфальта, отсутствия освещения и нечитаемой разметки произошло 42 772 аварий, за пять месяцев этого года – 20 016 ДТП. Что характерно, в прошлом году Генеральная прокуратура приводила точно такие же цифры – значит, никаких эффективных мер по отношению к дорожным организациям за это время принято не было.
Вторая глобальная проблема, которую отметил глава «Синих Ведерок» - это пешеходы, давно уже получившие на российских трассах статус «неприкасаемых». Безлошадных участников движения, перебегающих дорогу в неположенных местах, не видят не только камеры, но и инспекторы ГИБДД –составить протокол на пешехода чрезвычайно трудно.
«Я не буду описывать бумажную волокиту, но для того, чтобы оформить одного пешехода, инспектор должен затратить более получаса рабочего времени. И это не предел, так как если у пешехода не окажется при себе паспорта, то его по закону надо будет доставить в отделение полиции, где предпринять все меры для установления его личности. Охота инспекторам ГАИ всем этим заниматься? Поэтому любой грамотный пешеход разу говорит: «Записывайте – я Иванов Иван Иванович», - говорит Шкуматов.
Как отмечают автомобилисты, пешеходы гораздо чаще их самих пренебрегают правилами: «Пешеходы переходят дорогу, как хотят и где хотят по принципу — «не трамвай — объедет»; «Прут на красный пешеходный не смотря по сторонам... Что с ними делать, а посигналишь, еще хуже начинают прыгать по проезжей части»; «Почему для пешеходов штраф установлен в размере 50р? Да мало того, их даже не штрафуют», - форумы полны подобных комментариев. Самое нелепое, что, несмотря на обилие реальных нарушителей, сотрудники ГИБДД периодически предпочитают выписывать «пешеходные» штрафы автомобилистам. «Был случай на вокзале, под знаком парканулся – ну, и как следствие, инспектор нарисовался, типа давай я тебя как пешехода, за красный, а то они нас шлют куда подальше и убегают», - делится историей один из интернет-юзеров.
Все это приводит к тому, что по пешеходным нарушениям не существует даже статистики – а, значит, для государства этой проблемы словно бы и нет. Вернее сказать, не существует правдоподобных данных: в прошлом году ГИБДД рапортовало о 50 миллионах нарушений ПДД со стороны водителей и только о 4 миллионах – со стороны пешеходов. Если всерьез воспринимать эти цифры, то получается, что, купив машину, человек в одночасье превращается из законопослушного гражданина в закоренелого нарушителя (и наоборот – только выйдя из автомобиля, лихач тут же принимается строго блюсти ПДД). Между тем, цифры говорят сами за себя: 15% всех погибших в прошлом году – пешеходы.
Автоэксперт Сергей Асланян напоминает, что ставка на камеры в борьбе за безопасность дорожного движения – распространенная мировая практика (как отметил эксперт, некоторые европейские города, например Лондон – находятся практически под 100%-м наблюдением). Однако в России даже на автоматическую систему видеофиксации, как это ни парадоксально, неизбежно накладывается национальный отпечаток в виде коррупции, что сразу же превращает камеры из инструмента объективного контроля в средство для сбора денег с простых автомобилистов.
Помимо вышеозначенной проблемы пешеходов, с которой камеры справиться не в состоянии, он указывает еще две: «Главные проблемы, которые нам не удастся решить при помощи камер – это неравенство перед законом на дороге и казнокрадство. «Неприкосновенные списки» для средств видеофиксации давно уже составлены и работают, о чем можно судить по косвенным признакам. Прокуроры, «силовики» и всевозможные «уважаемые люди» не отказывают себе в удовольствии ездить с превышением скорости, по выделенным полосам и так далее. Делается это так: камера, конечно, фотографирует нарушителя, но поскольку штраф оформляется вручную инспектором – он никуда не отсылается».
«Второй вопрос – куда идут эти штрафы. Мы знаем, что деньги за неправильную парковку в Москве, собранные «парконами», идут в кипрский офшор. Получается, что вместо настоящей заботы о безопасности на дороге мы получаем автоматическое средство для сбора денег в пользу чиновников», - утверждает Асланян.
Схожей точки зрения придерживается президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, система видеофиксации – коммерческий проект: «Очевидно, господин Собянин считает, что нарушений ПДД может быть только три: превышение скорости, выезд на выделенную полосу и неправильная парковка. Но он забывает о еще сотне-другой нарушений – езда без документов, в пьяном виде и так далее. Забывает о нарушителях на литовских и белорусских номерах. Так что ему не удастся совершить революции – нарушители никуда не денутся ни в этом году, ни в следующем. А понять эту забывчивость мэра просто: камеры – это хороший коммерческий проект, имеющий весьма опосредованное отношение к безопасности».
«Здесь и откаты с разработок комплексов, их испытаний и производства – и, конечно, финальная стрижка купонов с водителей. Однако не грозит ли этому коммерческому проекту крах? Русский человек, как известно, на выдумку горазд. А такого кипения на форумах, как сейчас по поводу камер, я никогда не видел. Потому что все понимают: сегодня ты обнаружил в почтовом ящике 3 квитанции по 300 рублей, завтра 5 – по тысяче, а послезавтра – 10 по 5000 рублей. И это становится опасным, особенно в такой нищей стране, как Россия», - резюмирует эксперт.
Таким образом, главным вопросом, которым до сих пор задаются и эксперты, и многие автомобилисты, остается то, куда и на что идут собираемые путем штрафных санкций средства. Многие склонны усматривать в этом еще один замаскированный налог, предпочитая не слышать объяснения властей о том, что, в первую очередь, карательные санкции необходимы, чтобы навести порядок на дорогах. Другое дело, что, даже если каждый из московских автомобилистов получит точный адрес детской песочницы, благоустроенной за средства, полученные от его выезда на выделенную полосу, это ситуацию изменит навряд ли – в ближайшее время, судя по заявлениям чиновников, собираемость штрафов только повысится, а значит, вырастет и градус возмущения.
autonews.ru