Уход от встречного грузовика: прощай, дорога, здравствуй, поле

1 сообщение / 0 новое
admin
Аватар пользователя admin
Видели: 13 часов 6 минут назад
Зарегистрирован: 12 марта, 2012 - 13:29
Уход от встречного грузовика: прощай, дорога, здравствуй, поле

Разбор ситуации с комментариями Авто@Mail.Ru

Ролик, который, вы видите, специально не был порезан в начале – чтобы, так сказать, максимально погрузить вас в ситуацию. В течение полутора минут до столкновения можно видеть, что идущий впереди минивэн довольно сильно «плавает» по дороге вправо-влево и с ощутимыми опозданиями входит в повороты.


Этих тревожных звоночков было вполне достаточно, чтобы понять, что с водителем что-то не так (засыпает? плохо? действие лекарств? пьян? неопытен? отправляет sms-ки?), и исходя из этого выстроить своё поведение соответствующим образом. В данном случае, по моему разумению, лучший вариант – посильнее отстать, кто ж знает, что произойдёт в следующий момент?
Собственно, водитель автомобиля, оснащённого регистратором, за минивэном длительное время двигался на почтительной дистанции. И этот изрядный запас расстояния сыграл ему на руку. Ведь если внимательно рассмотреть пару секунд «до удара», можно заметить, что водитель «регистратора» немного «проворонил» тот момент, когда минивэн стал монотонно уходить на «встречку». Отвёл взгляд или «залип», переваривая информацию и принимая решение, как дальше действовать? Именно большой интервал подарил ему время для анализа и ответных контраварийных действий.


Тем не менее, водитель автомобиля с «регистратором» просто молодчина – он после длительной монотонной езды (она притупляет внимание и бдительность, человек успокаивается, привыкает давать положительную оценку обстановке и благоприятный прогноз) сумел очень быстро мобилизоваться. Поняв, что сейчас «будет страшное» (аккурат через пару мгновений после столкновения минивэна и фургона) он тут же влупил по тормозу и стал уходить вправо от места аварии (спасибо ABS), чтобы оставить запас. И не прогадал. Водитель грузовика после удара с минивэном потерял управление и грузовик по инерции в заносе потащило на «встречку». Потеря управления происходит в подавляющем большинстве аналогичных ситуаций, а ведь чтобы дестабилизировать автомобиль (неважно, легковой или грузовой) иногда достаточно пары резких поворотов руля. Что уж говорить о встречном ударе?


Водитель автомобиля с видеорегистратором и далее не растерялся – видя, что переворачивающийся грузовик летит прямо в него, мгновенно находит единственно правильное решение – покидает дорогу. Да у него был риск столкнуться с основанием опоры рекламного щита, влететь в стоящий грузовик или в стройку. Но в данном случае всё обошлось. Даже если бы в кювете пришлось что-то скосить, для водителя это было бы куда лучше лобового столкновения. Тем более, что на сближение в данном случае шёл существенно более прочный и тяжёлый грузовик. Вывод: меньшее из двух зол – в данном случае, было в кювете.

Здесь есть несколько важных для осмысления моментов:

1. Всегда ожидайте худшего сценария. Если заметили, что назревает столкновение или оно уже произошло (не важно – перед носом ли, за 100, 200, 300 или 400 метров от вас), – не ждите последствий, не надо пассивно наблюдать «как кто куда полетит», действуйте (!), тут же замедляйтесь, активно предпринимайте меры, исходя из ситуации, чтобы максимально обезопасить себя и едущих за вами. Любое, даже лёгкое столкновение в потоке, любая нештатная ситуация (у кого-то разорвало колесо, кто-то заснул за рулём, не рассчитал обгон, резко вильнул, кто-то кого-то «учит») может привести к тому, что какой-то из автомобилей из-за потери контроля неожиданно окажется на встречной полосе. И вот тут уж действительно – держитесь.

2. Встречное столкновение опасно не только для тех, кто столкнулся, но и для всех окружающих. Авария – словно взрыв, имеет определённый радиус поражения (разлёт «осколков»-автомобилей, непредсказуемость траекторий движения после аварий, инерция), и этот «радиус» порой невозможно определить заранее. Всё усугубляется ещё и тем, что едущие позади водители, приближающиеся к «эпицентру», не готовы среагировать на произошедшее, да и сами автомобили обладают изрядной инерцией. А это может привести к цепной реакции. Поэтому чем раньше начали действовать, тем вероятнее, что спасётесь. Видите аварийную ситуацию впереди, как минимум, сбросьте скорость, предупредите идущих сзади «аварийкой». Такой способ предупреждения отлично работает, например, в Европе. Если идущие сзади водители подхватывают аварийное предупреждение, сигнал об опасности назад распространяется быстрее, чем «волна» торможения. Будьте начеку!

3. Данное видео – хороший пример, показывающий, когда исход ситуации зависит не только от человеческого фактора (предусмотрительности, прогноза, реакций водителя, правильности принятых решений, адекватности выполнения манёвров и т.д.), но и от автомобиля. И здесь важна буквально каждая деталь – качество резины, её износ и давление, управляемость, которую способно обеспечить шасси, настройки электроники. Всегда говорил, говорю и буду говорить: хорошая грамотно спроектированная и исправная ходовая часть – штука жизненно важная. Это дополнительный шанс. Читайте тесты, сравнивайте и выбирайте при покупке лучшее, следите за состоянием – целее будете.

Что предписывает ПДД?
В пункте 10.1. ПДД РФ говорится: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». В данном случае одного лишь снижения скорости явно было бы недостаточно. Своё здоровье, а может, даже и жизнь, водитель «регистратора» сохранил именно благодаря резкому манёвру вправо. Этим он мог усугубить ситуацию – на пути могли попасться другие препятствия – люди, автомобили, и т.п. Если бы в результате манёвра водитель нанёс им какой-либо вред, он бы отвечал по всей строгости закона, но в данном случае повезло выйти из боя абсолютным победителем.

Как не заснуть за рулём?
Здесь всё просто. Высыпайтесь и отдыхайте! Планируйте длительную поездку «с запасом». Спешка, помноженная на усталость, утомление и недосып, дают в одном флаконе рассеянное внимание, нулевую реакцию и сонливость… Не вытягивайте из себя последние силы, геройства и самоутверждения типа «да я 1500 км за 9 часов без остановок отмахал», «подумаешь, двое суток не спал, я и не так могу…» никому не нужны. Ваша задача в пункт «Б» добраться здоровым и живым. Делайте каждые пару часов (если нужно – чаще) остановки. Разогнать кровь и взбодриться поможет хорошая разминка, кофе, крепкий чай. Средняя скорость после таких остановок почти не упадёт, но свою безопасность вы повысите значительно. Учитесь контролировать свое состояние. Постарайтесь ввести в привычку самопроверку – переспрашивайте себя «ну как, ты в порядке?», «а сейчас?», «точно?», «может, лучше остановиться?». Особое внимание монотонным длинным перегонам с пустынными пейзажами и неинтенсивным движением, водители именно на таких участках засыпают чаще всего. И осторожнее на заключительных этапах длительного пути, на фоне желания «побыстрее доехать» (конечно, дорога надоедает) водители часто неосознанно начинают ехать интенсивнее, и это на фоне усталости и сниженного внимания. Если понимаете, что не можете побороть сонливость, лучше остановиться (само собой, в безопасном месте) и вздремнуть хотя бы минут 15-20. Основной пик усталости вы снимите. После отдыха не лишне сделать разминку, умыться холодной водой или протереть лицо освежающей салфеткой. Бодрость вернётся на несколько часов, что позволит вам безопасно продолжить путь.

Будильники и автоматический пилотаж
Кстати, водители автомобилей, в которых имеются системы мониторинга усталости и активного вмешательства в управление (в вашем автомобиле есть такие?), имеют куда больше шансов не попасть под влияние Морфея.


Простейшие системы, поняв, что водитель начал реже и менее активно пользоваться органами управления, предложит водителю сделать перерыв, высветив на панели приборов «чашечку кофе» и подав соответствующий звуковой сигнал. Более продвинутые системы при помощи камеры способны следить за разметкой и подавать тревожные сигналы в случае, если водитель стал монотонно «терять» полосу.


Наибольшую безопасность, конечно же, обеспечивают системы, которые не только «будят» водителя, но и способны самостоятельно скорректировать траекторию движения в момент, когда автомобиль начал плавно уходить в сторону. На разных автомобилях это осуществляется либо подруливанием управляющих колёс (при помощи электродвигателя усилителя), либо путём подтормаживания колёс одного борта (реализуется системой ESP). К числу «противосонных» систем также можно отнести системы автоматического экстренного торможения – наиболее продвинутые из них работают во всём диапазоне скоростей и способны экстренно замедлять автомобиль до полной остановки. Однако возможности даже самой умной электроники небезграничны – если скорость движения слишком велика, а перед автомобилем появилось неподвижное препятствие, дистанции для безопасной остановки может и не хватить. Но система в любом случае, приступив к экстренному торможению, уменьшит кинетическую энергию движущегося автомобиля, а заодно подготовит автомобиль к удару – подтянет при помощи электропреднатяжителей ремни, прикроет открытые окна и люк.


Такая ситуация может возникнуть с вами в любой момент! Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Никогда никуда не спешите. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с ABS, ESP и максимальным количеством подушек безопасности. 

Видео с аналогичными ситуациями:

Неадекватное поведение водителя, который обгонял поток по обочине, даже не обсуждаем – это зло в наивысшем своём проявлении. За своё нахальство, спешку и неумение (занос, насколько можно понять, произошёл из-за резкого манёвра при перестроении с обочины на асфальт) водитель поплатился, а заодно поставил под угрозу жизнь и здоровье всех, кто его окружает.
Хочется обратить особое внимание на поведение водителя белого BMW X6. Видя, что впереди назревает аварийная ситуация, он тормозит и экстренно съезжает в кювет «от греха подальше», оставляя хороший запас до места столкновения.

«Сползание» легковушки на «встречку» и лобовой удар с грузовиком привели к заносу и опрокидыванию последнего. Действия водителя автомобиля с регистратором абсолютно адекватны ситуации – экстренное торможение, совмещенное с манёвром вправо. Опять же заметим, экстренное торможение на разнородных покрытиях (под левыми колёсами мокрый асфальт, под правыми – раскисшая обочина) без потери управления невозможно, если у вас нет ABS

Водитель автомобиля с регистратором, как только увидел, что автоцистерна стала терять управление, сразу же приступил к торможению и взял правее.
Конечно, было бы лучше, если бы совсем удалось уйти от удара. Но то, что водитель автомобиля с видеорегистратором успел, насколько от него зависело, скинуть скорость – большое дело!

От дураков никто не застрахован. Водитель «десятки» в повороте по внешнему радиусу (неужели стадионные спринты никогда не смотрел?) вслепую (!!!) пошёл на обгон по «встречке» – на что он рассчитывал?
Катастрофы чудом не случилось – опытный водитель фуры успел среагировать и уйти правее. Разъехались обдирая друг другу бока. Уйдя от встречного столкновения, он спас не только жизнь водителя Лады: пойди после встречного удара фура «в пляс», могло произойти адское месиво. Несмотря на то, что антиблокировочной системы у фуры не было (видите жирные следы от шин?), сохранить курсовую устойчивость и удержать автопоезд на волоске от опрокидывания водителю удалось. Обратите внимание на длину тормозного пути фуры, мотаем на ус.

P.S. От себя хочется добавить, что в таком случае повреждения автомобиля, востанавливать придется за свой счет. Ни одна страховая не возьмется покрывать это по чужой ОСАГО (ведь с той машиной не было ДТП). По КАСКО еще можно пободаться.