Разбор ситуации с комментариями Авто@Mail.Ru (учебный материал)
Этот видеоролик давно «бродит» по cети, но актуальным он будет всегда. Водитель Аudi на широченном автобане на скорости порядка 120-130 км/ч в пологом повороте попадает в занос. Причина возникновения любого заноса и вообще потери курсовой устойчивости – превышение предела сцепных свойств резины, в данном случае, похоже, что в повороте было «растасканное» масло...
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-001.jpeg)
Первый – самый глубокий занос влево. Чтобы его погасить, водитель интенсивно вращает руль влево
Audi на покрытии под натиском действующей в повороте боковой силы сильно занесло влево. После первого – самого страшного и глубокого заноса, который водителем был прекрасно отработан, последовала серия из шести затухающих колебаний (ритмический занос). Водитель, имея опыт экстремального управления и прекрасную технику руления, быстро изменяя углы поворота колёс, грамотно действует на опережение. Это и привело к тому, что амплитуда заносов и скорость их развития стала потихоньку уменьшаться, а потом и вовсе сошла на «нет». Подобное противоборство возможно только при наличии навыков контраварийной подготовки, мотайте на ус! Конечно, здесь свою роль сыграло и везение – хватило ширины проезжей части, было мало машин, двигающихся параллельно.
ESP
Неизвестно, имелась ли на данном автомобиле система динамической стабилизации (судя по амплитуде колебаний и их количеству, нет), от себя заметим, что в таких случаях ESP очень сильно повышает шансы справиться со скольжениями и стабилизировать автомобиль. ESP – это дополнительный инструмент к мастерству, и этот инструмент задействует иные принципы управления, нежели водитель.
Электроника, определяя при помощи датчиков ускорения возникновение и развитие скольжений (сносов и заносов), импульсами в разные моменты времени выборочно притормаживает нужные колёса, создавая относительно вертикальной оси вращения автомобиля силы, которые противодействуют силам, вызывающим скольжение (видео выше).
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-002.jpeg)
После остановки наш водитель не растерялся, он включил аварийную сигнализацию – и это грамотно. Равно как и осмотр автомобиля «по кругу» на предмет повреждений (вдруг занос произошёл из-за подспущенного и позже разбортировавшегося колеса?). Но здесь есть и ошибка – останавливаться и выходить из машины в месте, куда в заносе так же могут «прилететь» идущие сзади автомобили, – опрометчиво. Лучше отъехать подальше, целее будете. Отправляясь далее в путь после подобной ситуации, надо быть готовым, что асфальт и колёса после масляной лужи ещё какое-то время будут скользкими, от высоких скоростей, резких разгонов, торможений и смен курса некоторое время нужно воздержаться. Подумайте о других! Если этого требует ситуация, позвоните в полицию и сообщите о проблеме на дороге (в России с мобильного телефона номер – 002). ГИБДД и дорожные службы меры по её устранению обязаны принять в кратчайшие сроки.
Откуда на дороге масло?
Из основных узлов и агрегатов (двигатель, коробка передач, главная передача, гидроусилитель…). Любая неплотность (на сервисе не затянули сливную пробку, вдруг лопнул шланг магистрали охлаждения, пробит картер, рассыпался подшипник ведущей полуоси…) – ведёт к тому, что масло оказывается на дороге. Чем крупнее автомобиль, тем больше его заправочные ёмкости и тем больше опасности он представляет. Так же немало случаев, когда масло разливается из автоцистерн.
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-003.jpeg)
Если видите момент и место столкновения впередиидущих автомобилей и понимаете, что через какое-то время окажетесь в этой точке, готовьтесь, что в этой точке по причине разлива масла вы затормозить не сможете. Спустя некоторое время после аварии масло проезжающими мимо машинами может быть «раскатано» по довольно большой площади, и не всегда его возможно определить визуально, так что всегда держим ушки на макушке. Дорожные рабочие, дабы убрать масло с дороги, как правило, посыпают дорожное полотно песком или опилками, а потом их собирают (реже смывают). Но даже после такой уборки сцепление с покрытием будет немногим лучше. «Промасленный» асфальт в дождь становится особенно скользким.
Что ещё, помимо масла, может послужить причиной потери управляемости?
— разлитая или «натасканная» на сухое дорожное полотно вода («трубу прорвало»). В дождь – глубокая лужа или залитые водой в повороте колеи, вызывающие аквапланирование. Любые нефтепродукты;
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-004.jpeg)
— расплавившийся на солнце битум, которым заливают швы во время ремонта дорожного полотна, и асфальт (особенно свежеуложенный). С первыми каплями дождя такое покрытие становится особенно скользким;
— полимерная разметка, металлические люки, рельсы и стыки мостов также особенно скользки в дождь;
— «потерянные» листы железа, фанеры, оргалита, пластика, гипсокартона и т.п.;
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-005.jpeg)
— рассыпавшиеся песок, гравий, цемент, битые кирпичи, грунт (он в дождь вообще становится, как масло) и даже бетонный раствор. Всё это может появиться на дороге в результате аварии, опрокидывания или «саморазгрузки». В последнем часто виноват усталостный износ бортов и запирающих устройств кузова, работающего с хроническим перегрузом (бери больше, вези дальше!);
— грязь, глину и песок, на дорогу с прилегающей грунтовой дороги, поля, стройки или обочины могут «натаскать» автомобили или тракторы;
— слой пыли на асфальте. Внимание, в дождь (особенно в самом начале) намокшая пыль может быть очень и очень скользкой!
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-006.jpeg)
— пена, которой пожарные тушат загоревшиеся автомобили или заливают разлитое после аварии горючее;
— опавшие или прелые листья, особенно залитые водой (наиболее актуально для осеннего периода);
— так же опасен разрыв колеса. Частично спущенная покрышка тоже способна сыграть с вами злую шутку. Во время движения потерю давления в шине можно долго не замечать, а в повороте под действием боковой силы возможна разбортировка, и тогда управляемость будет потеряна настолько же быстро, как при разрыве;
— резкий манёвр, особенно тот, который выполнен после торможения или сброса газа, также является провокацией потери управления и заноса. Подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Ритмический занос: ошибки на дороге».
Такая ситуация может возникнуть с вами в любой момент! Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Никогда никуда не спешите. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с ABS, ESP и максимальным количеством подушек безопасности.
Этот видеоролик давно «бродит» по cети, но актуальным он будет всегда. Водитель Аudi на широченном автобане на скорости порядка 120-130 км/ч в пологом повороте попадает в занос. Причина возникновения любого заноса и вообще потери курсовой устойчивости – превышение предела сцепных свойств резины, в данном случае, похоже, что в повороте было «растасканное» масло...
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-001.jpeg)
Первый – самый глубокий занос влево. Чтобы его погасить, водитель интенсивно вращает руль влево
Audi на покрытии под натиском действующей в повороте боковой силы сильно занесло влево. После первого – самого страшного и глубокого заноса, который водителем был прекрасно отработан, последовала серия из шести затухающих колебаний (ритмический занос). Водитель, имея опыт экстремального управления и прекрасную технику руления, быстро изменяя углы поворота колёс, грамотно действует на опережение. Это и привело к тому, что амплитуда заносов и скорость их развития стала потихоньку уменьшаться, а потом и вовсе сошла на «нет». Подобное противоборство возможно только при наличии навыков контраварийной подготовки, мотайте на ус! Конечно, здесь свою роль сыграло и везение – хватило ширины проезжей части, было мало машин, двигающихся параллельно.
ESP
Неизвестно, имелась ли на данном автомобиле система динамической стабилизации (судя по амплитуде колебаний и их количеству, нет), от себя заметим, что в таких случаях ESP очень сильно повышает шансы справиться со скольжениями и стабилизировать автомобиль. ESP – это дополнительный инструмент к мастерству, и этот инструмент задействует иные принципы управления, нежели водитель.
Электроника, определяя при помощи датчиков ускорения возникновение и развитие скольжений (сносов и заносов), импульсами в разные моменты времени выборочно притормаживает нужные колёса, создавая относительно вертикальной оси вращения автомобиля силы, которые противодействуют силам, вызывающим скольжение (видео выше).
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-002.jpeg)
После остановки наш водитель не растерялся, он включил аварийную сигнализацию – и это грамотно. Равно как и осмотр автомобиля «по кругу» на предмет повреждений (вдруг занос произошёл из-за подспущенного и позже разбортировавшегося колеса?). Но здесь есть и ошибка – останавливаться и выходить из машины в месте, куда в заносе так же могут «прилететь» идущие сзади автомобили, – опрометчиво. Лучше отъехать подальше, целее будете. Отправляясь далее в путь после подобной ситуации, надо быть готовым, что асфальт и колёса после масляной лужи ещё какое-то время будут скользкими, от высоких скоростей, резких разгонов, торможений и смен курса некоторое время нужно воздержаться. Подумайте о других! Если этого требует ситуация, позвоните в полицию и сообщите о проблеме на дороге (в России с мобильного телефона номер – 002). ГИБДД и дорожные службы меры по её устранению обязаны принять в кратчайшие сроки.
Откуда на дороге масло?
Из основных узлов и агрегатов (двигатель, коробка передач, главная передача, гидроусилитель…). Любая неплотность (на сервисе не затянули сливную пробку, вдруг лопнул шланг магистрали охлаждения, пробит картер, рассыпался подшипник ведущей полуоси…) – ведёт к тому, что масло оказывается на дороге. Чем крупнее автомобиль, тем больше его заправочные ёмкости и тем больше опасности он представляет. Так же немало случаев, когда масло разливается из автоцистерн.
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-003.jpeg)
Если видите момент и место столкновения впередиидущих автомобилей и понимаете, что через какое-то время окажетесь в этой точке, готовьтесь, что в этой точке по причине разлива масла вы затормозить не сможете. Спустя некоторое время после аварии масло проезжающими мимо машинами может быть «раскатано» по довольно большой площади, и не всегда его возможно определить визуально, так что всегда держим ушки на макушке. Дорожные рабочие, дабы убрать масло с дороги, как правило, посыпают дорожное полотно песком или опилками, а потом их собирают (реже смывают). Но даже после такой уборки сцепление с покрытием будет немногим лучше. «Промасленный» асфальт в дождь становится особенно скользким.
Что ещё, помимо масла, может послужить причиной потери управляемости?
— разлитая или «натасканная» на сухое дорожное полотно вода («трубу прорвало»). В дождь – глубокая лужа или залитые водой в повороте колеи, вызывающие аквапланирование. Любые нефтепродукты;
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-004.jpeg)
— расплавившийся на солнце битум, которым заливают швы во время ремонта дорожного полотна, и асфальт (особенно свежеуложенный). С первыми каплями дождя такое покрытие становится особенно скользким;
— полимерная разметка, металлические люки, рельсы и стыки мостов также особенно скользки в дождь;
— «потерянные» листы железа, фанеры, оргалита, пластика, гипсокартона и т.п.;
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-005.jpeg)
— рассыпавшиеся песок, гравий, цемент, битые кирпичи, грунт (он в дождь вообще становится, как масло) и даже бетонный раствор. Всё это может появиться на дороге в результате аварии, опрокидывания или «саморазгрузки». В последнем часто виноват усталостный износ бортов и запирающих устройств кузова, работающего с хроническим перегрузом (бери больше, вези дальше!);
— грязь, глину и песок, на дорогу с прилегающей грунтовой дороги, поля, стройки или обочины могут «натаскать» автомобили или тракторы;
— слой пыли на асфальте. Внимание, в дождь (особенно в самом начале) намокшая пыль может быть очень и очень скользкой!
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-006.jpeg)
— пена, которой пожарные тушат загоревшиеся автомобили или заливают разлитое после аварии горючее;
— опавшие или прелые листья, особенно залитые водой (наиболее актуально для осеннего периода);
— так же опасен разрыв колеса. Частично спущенная покрышка тоже способна сыграть с вами злую шутку. Во время движения потерю давления в шине можно долго не замечать, а в повороте под действием боковой силы возможна разбортировка, и тогда управляемость будет потеряна настолько же быстро, как при разрыве;
— резкий манёвр, особенно тот, который выполнен после торможения или сброса газа, также является провокацией потери управления и заноса. Подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Ритмический занос: ошибки на дороге».
![](/sites/default/files/u1/slippery-twist-007.png)