Заботливая мамаша бегала за чадом по детской площадке, запрещая ему лазать по лесенкам и сильно раскачиваться на качелях. «Это опасно», — повторяла она каждую минуту. А потом подъехал папа на автомобиле, ребенок забрался на заднее сиденье и встал между рядами, держась за спинки передних кресел. Так счастливая семья выкатилась из двора...
Многие родители не подозревают, какая потенциальная опасность нависает над малышом, который находится в автомобиле абсолютно незащищенным. А ведь последствия могут быть куда серьезнее, чем царапины и синяки, полученные на детской площадке. И в критической ситуации взрослый ничем не сможет помочь своему ребенку. Хотя заранее обеспечить маленькому пассажиру защиту вполне под силу каждому родителю. Достаточно усадить ребенка в автокресло.
Зачем ребенку автокресло?
Пункт 22.9 ПДД: «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств».
Штраф за нарушение правил перевозки детей в автомобиле с сентября вырос в шесть раз — 3000 рублей. Сумма немаленькая, но будь моя воля, увеличил бы ее еще во столько же. А то некоторых водителей-родителей не проймешь ни пропагандой детской безопасности в средствах массовой информации, ни кричащей статистикой, ни показательными краш-тестами, наглядно демонстрирующими пользу автокресел. Возможно, крупный штраф заставит этих невежд пересмотреть свою точку зрения. Ведь уже при нынешней сумме несколько раз попасться все равно, что купить автокресло. Задумайтесь!
Статистика — вещь беспристрастная, так, по данным всемирной организации здравоохранения, автокресла снижают смертность среди малышей до года более чем на 70%, и более чем вполовину (54%) среди детишек от 1 года до 4 лет. По данным ГИБДД в России за 2012 год в автомобильных авариях погибло 938 детишек-пассажиров — получается, примерно две трети из них можно было спасти, если бы все они сидели в автокреслах, будучи пристёгнутыми ремнями безопасности. Итак, что нужно знать, чтобы выбрать автокресло для ребёнка?
Размер имеет значение
Автокресла делятся на группы в зависимости от веса и возраста ребенка. Для самых маленьких (с первых дней жизни и до 10 кг) — группа 0. Такое кресло еще называют люлькой, потому что оно похоже на блок от коляски. Кстати, часто у него есть дополнительные крепления для фиксации на шасси коляски-трансформера. Таким образом, удерживающее устройство становится многофункциональным. Малыш находится в горизонтальном положении, а значит, при ударах нет вредной нагрузки на неокрепший позвоночник. Устанавливают такое кресло на заднем сиденье поперёк движения. Такое положение обеспечивает хороший контроль и доступ к чаду с передних кресел, но поперечное расположение тела опасно при самом распространённом фронтальном ударе. Из люльки малыши быстро вырастают, а потому большой популярностью у покупателей, и, соответственно, производителей модели из этой группы не пользуются.
1. Автокресло категории «0» устанавливают поперек хода и фиксируют штатными ремнями. Если планируете ездить с новорожденным много и далеко, имеет смысл раскошелиться. Только предварительно ознакомьтесь с результатами крэш-тестов.
И это объяснимо, ведь есть более универсальное кресло-переноска (группа 0+), рассчитанное как на новорожденных, так и малышей весом до 13 кг. Хотя на практике детишки вырастают из переноски намного раньше — до года обычно все пересаживаются в автокресло следующей группы. Почему переноска? Потому что его часто используют не только для перевозки в автомобиле, но и, например, для доставки спящего малыша от машины до дома. У некоторых карапузов даже вырабатывается рефлекс — как только они попадают в переноску, сразу закрывают глазки. И она становится не только удерживающим устройством, но и кроваткой. Поэтому многие производители разрабатывают кресла этой группы с таким расчетом, чтобы их можно было устанавливать на коляску-трансформер вместо прогулочного или сидячего блока. Некоторые производители, например, один из ведущих — Romer, — выпускают и кресла, и коляски. Другой — Maxi-Cosi — выпускает переноски, подходящие к шасси колясок Quinny.
Система три в одном удобна для путешествий, экономит место и деньги. На шасси коляски можно установить сидячую прогулку, люльку или автокресло-переноску
Автокресло группы 0+ фиксируется ремнями, либо устанавливается на специальную базу, которую также можно закрепить с помощью ремня или системы Isofix
Эти автокресла устанавливают вдоль таким образом, что малыш ориентирован лицом назад. И это правило надо обязательно соблюдать. Ведь в таком положении при самом распространённом фронтальном ударе и даже резком торможении нагрузки на хрупкую детскую шейку (с учетом, что голова малыша весит примерно четверть от общей массы тела) и позвоночник минимальны. Вес тела во время удара приходится не на лямки ремня безопасности (в этом случае нагрузка концентрируется в определенных точках), а распределяется по всей спинке кресла. Это более безопасно, поскольку площадь контакта максимальна, а значит, и удельное давление ниже. Малыша пристегивают собственными ремнями, кстати, для новорожденных предусмотрена еще и специальная вкладка, чтобы при ударе излишняя свобода не обернулась для ребенка опасными перегрузками. Кресло фиксируют штатным автомобильным ремнем. Хотя некоторые производители предлагают и более удобные и безопасные (об этом ниже) варианты. Только для этого придется докупить так называемую базу, которая стоит еще примерно столько же, сколько и кресло. В зависимости от конструкции она крепится либо опять-таки автомобильными ремнями безопасности, либо при помощи системы Isofix. Кресло ставится на нее, щелкает замок, и переноска зафиксирована. Также легко, буквально в одно движение, автокресло снимается.
Кресло набирающей популярность универсальной группы 0+/1 можно устанавливать как против, так и по ходу движения. В Европе уже разработаны новые правила перевозки детей, которые обязывают усаживать детей до полутора лет только вперед спиной. И небезосновательно, ведь так на 80% снижается риск получения серьезных травм
Если малыш сидит на переднем пассажирском сиденье, подушка безопасности (подробнее в материале «Подушка без головы — деньги на ветер») должна быть отключена. Обычно для этого надо повернуть ключ зажигания в замке, расположенном на торце панели приборов или вещевого ящика. Продвинутые системы делают это самостоятельно, идентификация «люльки» происходит по нагрузке на кресло и усилию на ремне (его определяет встроенный в замок датчик). В любом случае, на панели приборов должна загореться лампа, сигнализирующая о дезактивированной подушке. Как именно производится отключение в вашем автомобиле, можно посмотреть в инструкции
При ударе неотключенная подушка, выстреливая, бросает люльку с ребёнком назад — перегрузки запредельные. Обратите внимание, шея манекена-малыша после сокрушительного удара, не выдержав нагрузок, разрушилась, а голова попросту отделилась. Фронтальная подушка безопасности разработана таким образом, чтобы обеспечивать газовый подпор и гашение удара пристёгнутого взрослого человека, который при фронтальном столкновении «прилетает» в уже раскрытый купол в определённое время
При столкновении со скорости 50 км/ч во время удара о переднюю панель тело пассажира и ребёнка тяжелеет примерно в тридцать раз. Получается, 10-килограммовый ребёнок бьётся об элементы интерьера с силой в 300 кг. Но это ещё даже не полбеды — среднестатистическая 80-килограммовая мамаша «допрессовывает» своё чадо уже с силой в 2,4 тонны! Многочисленные переломы рёбер и несовместимые с жизнью травмы внутренних органов ребёнку обеспечены. Речи о том, что «мама сможет во время аварии удержать ребёнка на руках» даже не идёт — это заблуждение, основанное на самоуспокоении.
Ещё опаснее ситуация, когда ребёнок стоит перед непристёгнутым сидящим на переднем сиденье пассажиром, опираясь на приборную панель со спрятанной под ней подушкой безопасности. В этом случае он находится между молотом и наковальней, которые могут расплющить малыша буквально в любой момент. Подушка, вылетающая в момент удара со скоростью 250-300 км/ч, вместо того, чтобы гасить удар, резко отбрасывает ребёнка назад (это само по себе опасно знакопеременным ускорением и запредельными пиковыми нагрузками), а сидящий пассажир летит в него сзади. Шансы на выживание минимальны
В группу 1 попадают модели, предназначенные для детишек примерно от года до 4 лет (9-18 кг). Ребенок уже как взрослый сидит лицом по ходу движения, его удерживают пятиточечные ремни или специальный мягкий столик, который служит как для игр, так и для безопасности. Если малыш захотел подремать, сиденье можно привести в полулежачее положение.
Ребенка в автокресле группы 1 удерживают пятиточечные ремни безопасности. Некоторые модели оборудованы передней опорой, которая дополнительно ограничивает перемещение кресла при ударе
Чтобы найти автокресла из группы 2 (от 3 до 7 лет), придется истоптать не одну пару обуви. Обычно производители ориентируются на более продолжительный возрастной интервал, выпуская модели подходящие для детей от 3 до 12 лет (группа 2-3, вес 15-36 кг). Эти кресла также устанавливают по ходу движения, только ребенка пристегивают уже автомобильным трехточечным ремнем, который продевают через специальные направляющие. Таким образом, лямки правильно лежат на теле (например, не давят на шею и живот), и ремень не травмирует ребенка при аварии.
Функцию ремней иногда выполняет удерживающий столик. Тесты показывают, что такие системы более травмобезопасны, так как при аварии равномернее распределяют давление на тело малыша
Существуют и другие универсальные кресла, совмещающие характеристики разных групп. Например, автокресла 1-2-3, рассчитанные на возраст от 1 года до 12 лет (9-36 кг). Они могут быть удобны на переходных этапах, когда старое автокресло уже жмет, а новое еще великовато. И обычно обходятся дешевле, чем несколько моделей, предназначенных для более узкого возрастного диапазона. Но они обладают и рядом недостатков. В первую очередь, несмотря на то, что они укладываются в современные требования по безопасности, защитные функции у них хуже. И из-за большего количества деталей и регулировок, да и продолжительной эксплуатации они не всегда доживают до того дня, когда ребенок перестает в нем нуждаться.
Что такое хорошо
Определились с группой, переходим к выбору конкретной марки и модели. Главное: сиденье должно соответствовать стандартам Европейской Экономической Комиссии ООН (ECE). Маркировка ECE R44/03 или ECE R44/04 говорит о том, что автокресло успешно выдержало все испытания. Хотите больше информации, например, насколько хорошо сиденье защищает от бокового удара или легко ли снять с него чехол, — придется обращаться к независимым организациям, которые проводят дополнительные тесты. Кстати, в одном из следующих выпусков «Безопасности» мы опубликуем свежие результаты испытаний крупнейшего европейского автомобильного клуба ADAC.
В таком автокресле (группа 2/3 или 3) ребенок ездит до подросткового возраста. И это единственное эффективное удерживающее устройство, обеспечивающее максимальную защиту от любого удара
Если в автомобиле есть крепления Isofix (скобы, спрятанные между подушкой и спинкой сидений автомобиля, а на автокресле — замки), лучше не скупиться и переплатить за автокресло с такой системой. И не только из-за удобства установки, хотя это немаловажный плюс. Очевидное преимущество — безопасность. При пристегивании автокресла ремнями особенно по неопытности часто допускают ошибки, а с креплением Isofix сделать что-то неправильно трудно. Да и при аварии из-за более жесткой и надежной фиксации удерживающего устройства ускорения, которые испытывает тело ребенка ниже, а значит, меньше и риск получения травм.
Так устроена система крепления Isofix: 1 — замок на автокресле; 2 — направляющие, облегчающие установку автокресла; 3 — ответные скобы на кузове автомобиля
Еще лучше, если вдобавок к Isofiх автомобиль и автокресло оборудованы системой Top Tether. Это дополнительный ремень, закрепленный на верхней части автокресла и цепляющийся за скобу на спинке сиденья или в багажнике. При фронтальном ударе «якорь» удерживает кресло от клевка вперед, снижая тем самым нагрузки на шею ребенка.
Дополнительное крепление Top Tether (якорный ремень) удерживает автокресло при фронтальном ударе от кивка вперед, препятствуя развитию так называемого эффекта хлыста. В этом случае внутренние ремни более эффективно гасят энергию, снижаются нагрузки на тело, в первую очередь, на шейные позвонки
Некоторые прицениваются к «бэушным» креслам, которые в два-три раза дешевле новых. Тут ситуация такая же, как и с подержанными автомобилями, — история их жизни покрыта мраком. Порой визуально и не определишь, что автокресло побывало в серьезной аварии и по этой причине 100-процентную защиту оно уже обеспечить не сможет. Поэтому если уж покупать, то у хороших знакомых. И уж точно не брать сиденья с треснувшим корпусом или расслаивающимися ремнями — такая экономия обойдется очень дорого. Кстати, если (не дай Бог) вы попали в серьезную аварию, кресло стоит поменять, как и другие средства пассивной безопасности (ремни, подушки), которые оградили вас и ваших близких от аварии. Экономия в этом случае ни к чему — на кону жизнь, а она бесценна.
Где перевозить ребенка
По статистике и логике самое безопасное место — за водителем. И по возможности автокресло лучше устанавливать именно туда — на второй или третий ряд. Хотя российские Правила дорожного движения не запрещают усаживать ребенка (естественно, в автокресле) и на переднее сиденье. И здесь есть очень важный момент — если перевозите малыша в люльке категории «0+» лицом назад, обязательно отключите пассажирскую подушку безопасности — маленького пассажира выстрел воздушного мешка во время резкого замедления при ударе если не убьет, то покалечит. И внимательно изучите руководство по эксплуатации автомобиля — вдруг производитель делает еще какие-нибудь важные оговорки, связанные с конструкцией автомобиля. Например, в Mazda 6 (подробнее в тесте) и CX-5 (подробнее в тестах), поставляемых на российский рынок, на переднем кресле можно перевозить только подросших детишек, ориентируя их лицом вперёд. Устанавливать люльки «0+» категорически запрещается, поскольку пассажирскую фронтальную подушку в этих моделях отключить невозможно. Кстати, если соберетесь за границу, обязательно уточните, разрешено ли там усаживать ребенка на переднее сиденье. В некоторых странах это запрещено, кое-где допускается размещать рядом с водителем лишь автокресло-переноску.
Бустеры (слева) дешевы, просты в установке, их можно даже взять с собой в поезд или самолет, если планируете на отдыхе передвигаться на автомобиле. Минус один, но очень существенный: бустер не защищает ребенка на сто процентов, особенно при боковом ударе;
Тесты показали, что адаптер (справа) ремня тоже не дает гарантии безопасности при аварии. При столкновении ремень из-за неправильного расположения работает неэффективно и может даже нанести ребенку серьезные травмы. В качестве примера приводим тест газеты Авторевю
Многие автопроизводители как опцию предлагают задние сиденья с интегрированными детскими бустерами. Не годятся для перевозки детей категории «0+»
Вы всегда пристегиваетесь в автомобиле? Тогда просто обязаны строго соблюдать еще одно правило. Перед тем, как тронуться с места, усадите в кресло ребенка. Обязательно проверьте, правильно ли установлено удерживающее устройство и пристегнуто ли ваше драгоценное существо. Никаких отговорок, что ехать несколько сотен метров и дорога абсолютно пустая и безопасная. Относитесь к этому, как будто маленькому человечку предстоит не в автомобиле передвигаться, а пройти над пропастью. И автокресло, и ремни безопасности — его единственная страховка. Помните, в ваших руках маленькая жизнь, и только вы можете ее защитить. Никогда не забывайте об этом.
Видео по теме:
Скользкая дорога. Опасный обгон в лоб по «встречке» через сплошную (что само по себе уже преступление) после резкого манёвра заканчивается ритмическим заносом и разворотом. Водитель-родитель сделал всё, чтобы спровоцировать эту ситуацию. В результате Mitsubishi Outlander бьётся задней частью о встречную фуру, и девочка, находящаяся на полке багажника, разбив заднее стекло, вылетает под колёса. По счастливому стечению обстоятельств малышка осталась жива.
Нерегулируемый перекрёсток, «уступи дорогу», удар из-за элементарного недосмотра… Девочка вылетает (10-я секунда) из заднего левого бокового окна, ехавшего по главной дороге Honda Fit…
auto.mail.ru