Если увидели хотя бы один из этих признаков, лучше возьмите калькулятор и призовите на помощь логику. Вы сэкономите немаленькую сумму денег.
1. Менеджер очень настаивает на визите в салон
Зачастую «развод» начинается еще до того, как вы переступили порог дилерского центра.
Представим ситуацию: узнав о предложении приобрести машину по выгодной цене, вы звоните по указанному телефону, чтобы узнать обо всех условиях. Задача менеджера в данном случае — заставить вас, так сказать, продолжить игру на его поле. А потому он всеми правдами и неправдами будет уговаривать приехать в салон.
Дальнейшие варианты развития событий разные: возможно, автомобиля «как в рекламе» не окажется в наличии, но будет точно такой же «чуть подороже», либо акция «внезапно закончится», или за доставку придется доплатить — кто знает… Одно можно сказать с уверенностью: вырваться из цепких объятий продавцов будет уже не так-то просто.
Адвокат: Задача привлечь клиента в салон в буквальном смысле «любой ценой» стоит перед конторами, которые к дилерству не имеют никакого отношения. Поэтому первое, что должно вас насторожить, — низкая стоимость автомобиля в рекламном объявлении. Особенно если она ниже, чем у официалов (что по определению невозможно). Это не более чем приманка для любителей сэкономить. С вероятностью 99,9% можно спрогнозировать, что, когда вы приедете в салон, такого автомобиля не будет в наличии. |
Психолог: Модель, комплектация, цвет, итоговая цена — все эти характеристики должны быть сформированы в вашей голове еще до стадии участия в покупке менеджера. Единственное, зачем стоит приехать к дилеру, — убедиться в том, «ваша» эта машина или нет: рассмотреть ее, посидеть в ней. Бывает, что за рулем желаемого автомобиля не так комфортно, как вам казалось. |
2. Менеджер интересуется, издалека ли вы приехали
Этот безобидный вопрос продавец задает отнюдь не из вежливости или желания поддержать беседу. Специалист прощупывает почву: логично, что если вы проделали к ним путь в добрых 200–300 км, вам будет обидно возвращаться домой с пустыми руками. Странно, что вы до сих пор не слышите, как в голове менеджера уже не просто звучит звоночек — вовсю бьют колокола, возвещая радостную весть: нашелся! Нашелся тот, кто купит неликвид и заберет все «допы»!
Адвокат: Иногородние — любимая категория серых дилеров. Узнав, что вы ехали к ним издалека, менеджеры попытаются сделать все, чтобы продать машину, которая вам не очень-то и нужна. Надо заметить, им это частенько удается. Совет: следите за тем, какую информацию вы предоставляете менеджеру в разговоре. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас. |
Психолог: Разговор менеджера и покупателя — это деловое общение двух взрослых людей. Откуда вы приехали, как много родственников ждет вашего возвращения с покупкой и что вы, собственно, ели на завтрак, — никак не вписывается в рамки делового общения. Не стесняйтесь сказать менеджеру о том, что та или иная информация не относится к делу приобретения автомобиля. Личные границы необходимо соблюдать, причем не только при покупке автомобиля. |
3. Менеджер советует приобрести коврики, мультимедиа или диски покруче
Верить или нет этой блистательной актерской игре, решать вам. Только помните, что просто с продажи машины этот самый менеджер в салоне получит копейки — основной его «хлеб» дадут именно навязанные клиенту опции и дополнительные услуги (страхование в салоне, оклейка кузова, тонировка и т.д.). Есть более адекватные и менее губительные для вашего кошелька способы поблагодарить специалиста по продажам за проделанную работу.
Адвокат: Коврики входят в штатную комплектацию автомобилей. Просто наши дилеры перед продажей машины «раздевают», чтобы продать коврики как аксессуар по отдельной цене. Этим грешат все продавцы. Если вы понимаете, что за счет не очень-то нужных вам опций стоимость автомобиля серьезно выросла, следует просто отказаться от покупки. То же самое касается автокредита: не стоит соглашаться на него в салоне. Лучше сходите в банк и возьмите потребительский кредит и уже с этими деньгами возвращайтесь за машиной. Так выйдет гораздо дешевле. |
Психолог: Даже если у менеджера действительно точно такая же машина, совершенно не факт, что предлагаемое им допоборудование подойдет и вам. Разумный вариант: предварительно узнать цены на понравившиеся вам аксессуары в нескольких магазинах, а уже непосредственно в салоне прикинуть, не влетит ли это приобретение в копеечку. С другой стороны, если очень уж хочется купить здесь и сейчас, а разница между стоимостью у дилера и у других поставщиков незначительная — почему бы себя не порадовать? В конце концов, вы не так часто покупаете новый автомобиль. Главное не ругать себя потом за расточительность. |
4. Менеджер вас «маринует»
Так, с машиной и комплектацией вроде бы определились. Цена тоже устраивает. Теперь менеджер любезно предлагает вам пройти к его коллегам для оформления документов, а сам уходит, чтобы узнать, когда машину перегонят со служебной стоянки прямиком к вам в руки.
Казалось бы, мечта уже близко… Но нет: проходит час, после которого выясняется, что милая девушка за компьютером допустила ошибку — надо бы исправить договор и, соответственно, заново поставить подпись. Еще час: «Ой, приносим наши извинения, нашли опечатку — нужно переправить и снова подписать». К концу третьего/четвертого/пятого часа доведенный до исступления клиент подписывает уже любой договор, который ему принесут…
И, надо сказать, серьезно рискует.
Адвокат: Внимательно читайте договор купли-продажи, прежде чем поставить свою подпись. Вам на руки обязательно должны выдать второй экземпляр, в котором нужно обратить внимание на стоимость автомобиля и условия, прописанные мелким шрифтом. К примеру, часто левые дилеры вписывают туда приличную неустойку за отказ от автомобиля. Чтобы этого не допустить, вам в документе должна быть понятна каждая строчка. Не лишним будет даже взять экземпляр договора с собой домой, чтобы внимательно его изучить до подписания. |
Психолог: Покупка автомобиля — в первую очередь сделка, поэтому необходимо тщательно проверять все документы, которые вы подписываете. Если вы чувствуете, что в вас начинают преобладать «детские» эмоции радости, восторга или нетерпения, необходимо себя немного приструнить. Вспомните о том, что вы — взрослый человек и несете ответственность за каждую свою подпись. Максимально контролируйте свои эмоции, не поленитесь несколько раз перечитать договор. Время отпустить чувства на волю придет потом — когда вы уедете на своей новой машине домой. А пока не теряйте бдительности. |
5. Менеджер, напротив, торопит с решением
Специалисту по продажам, конечно же, не хочется быть навязчивым, но сейчас действует такая скидка, медлить с которой было бы просто глупо. Тем более, что машины разлетаются только так! Например, пока вы с ним разговаривали, одну вон уже продали. Можете, конечно, уехать домой, чтобы взвесить все «за» и «против»… только внесите небольшую предоплату, чтобы забронировать автомобиль за вами. Передумаете — вернем деньги.
Адвокат: Не следует делать никакие взносы и предоплаты до того момента, пока с вами не будет официально заключен договор купли-продажи. Внеся аванс за машину, вы будете вынуждены играть по тем правилам, которые установит салон, — дабы не потерять деньги. Опять же, дилерские центры к таким схемам не прибегают, опасаясь за свою репутацию. Поэтому главный совет: обращаться только к официалам. Это, хоть и не стопроцентная, но все же гарантия того, что вас не обманут. |
Психолог: Подобные попытки продаж строятся в основном на манипуляциях — на обращении к внутреннему «Ребенку» человека, то есть к эмоциональной части личности. Если менеджер пытается заставить вас как можно быстрее принять решение, то надеется заглушить в вас логическую составляющую — то есть то, что свойственно внутреннему «Взрослому». Первый признак, что вами пытаются манипулировать? — во внутреннем дискомфорте и ощущении, что что-то «не так», даже если объективных причин для беспокойства нет. У вас есть сомнения? — возьмите паузу, уезжайте из салона, а завтра, на свежую голову, принимайте решение. |
Словарь покупателя или «сигнальные словечки»
Не секрет, что в беседе с клиентом менеджер автосалона использует так называемые «фразы-усилители».
Хорошо подобранные менеджером слова могут серьезно исказить впечатление о товаре не в вашу пользу. Вот их основной список:
- бесплатно
- мгновенно
- преимущество
- ценность
- экономия
- результат
Если заметили в беседе именно эти слова, не стесняйтесь использовать тот же прием. Конструируйте предложения с существительными:
- обязательства
- ответственность
- продажа
- стоимость
- решение
- подпись
Поверьте, на любую попытку продать вам что-либо без вашего желания есть контрмеры — главное, знать, как правильно их применять.