Черный рынок автомобильных услуг в России достаточно обширен: водительское удостоверение, госномер, талон техосмотра – все это можно заказать прямо «с доставкой на дом». Как правило, подобные услуги стоят несоизмеримо дороже официального пути. Но набирающая обороты торговля бланками ОСАГО и КАСКО является из этого правила исключением: пустые, они обойдутся значительно дешевле заполненных страховыми компаниями. Эксперты отмечают, что этот «бизнес» уже породил новую оригинальную мошенническую схему.
Торговля полисами идет бойко: «Куплю 1500 бланков по 50 рублей»; «Продам оптом в регионы. Без печатей, под ваши»; «Продаю бланки КАСКО разорившейся компании. Есть в базе РСА!» - пестрит форум под названием «Клуб любителей меченой власти». «А зачем они нужны? - любопытствует кто-то из новичков, - и что делать, если я въеду в кого-то с таким полисом?». «Душить жабу, которая запретила покупать нормальный, - иронизируют продавцы. – А что делать с бланками, агенты знают».
Вот и всплывают вопросы: кто заплатит за аварию водителя с фальшивым полисом? И для чего люди покупают пустые бланки КАСКО, если заведомо понятно, что по этой «страховке» нельзя будет получить ни копейки?
Как объяснили в страховой компании «РЕСО», аварию владелец поддельной ОСАГО будет оплачивать сам. А если водитель вздумает предъявить фальшивый полис, то ему будет грозить уголовная ответственность за подделку документов. Для того, в кого держатель фальшивки въехал, это означает головную боль: взыскивать деньги с виновного придется через суд.
«Ни одна страховая компания за него платить не будет. ОСАГО работает в обратную сторону: это страхование вашей гражданской ответственности. Вот если вы в кого-нибудь въедете, то мы заплатим. А он, получается, вообще не застрахован. Фальшивый полис это так – чтобы инспекторы ГИБДД на дороге отвязались. Единственный для вас вариант получить деньги – судиться напрямую с этим водителем», - объяснили страховщики.
Мотивы покупателей подделок понятны: пустой бланк ОСАГО стоит 500-700 рублей, а страхование среднего автомобиля обойдется примерно в 5000 рублей. Но зачем, в таком случае, покупать «псевдо-КАСКО», тем более что такая бумажка стоит значительно дороже? Как рассказал генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников, последним промышляют недобросовестные страховые агенты, создавая нечто вроде финансовых пирамид из 1990-х.
«Фальшивыми КАСКО занимаются недобросовестные страховые агенты. Собирают деньги с водителей, не получая лицензии, ничего – просто собирают деньги, тратят их на свои нужды. Если за год ДТП с незастрахованной, на самом деле, машиной ничего не произошло, вся премия идет им в карман. Ну а поскольку ДТП случаются все-таки редко, получается солидный заработок», - заявил он.
По его словам, мошенники готовы к авариям своих клиентов: «Страховые агенты, как правило, не боятся этого. В нашей практике были такие случаи: они просто ремонтируют машину из своего кармана, решая вопрос в досудебном порядке. Но не нужно обольщаться на этот счет - в случае чего, получить деньги с заартачившегося физического лица будет в разы сложнее, чем со страховой компании».
По словам главы «ГлавСтрахКонтроля», избежать обмана несложно: достаточно спросить у страховщика лицензию и проверить номер полиса в общей базе: «Прежде, чем заключать договор КАСКО, агент должен предъявить вам оригинал доверенности от страховой компании, что он имеет право заключать договора от ее имени. Необходимо снять копию доверенности и сохранить ее».
«У нас были случаи, что страховые компании отказывались платить на том основании, что деньги с этой сделки агент им не перечислил. Но это не проблемы водителя: раз страховой агент действовал от имени компании, последней приходится возмещать ущерб. Кстати, номер страхового бланка можно проверить на сайте Российского союза автостраховщиков – не числится ли он среди утраченных или испорченных», - объяснил Тюрников.