Минюст официально зарегистрировал новые программы обучения водителей и требования к автошколам. Таким образом, ликвидирована правовая коллизия — сейчас по закону существует 16 категорий (вместе с подкатегориями) водительских прав, однако сдать по ним экзамен никто не может. Первые испытания по новым правилам ГИБДД примет, скорее всего, уже этой осенью. Но до этого приказ должен быть официально опубликован, после чего вступит в силу в течение десяти дней.
Приказ является фактически ключевым документом реформы подготовки водителей. Центральное нововведение, заложенное в приказе, — наличие семи новых категорий прав. Например, М (скутеры и мопеды), В1 (квадроциклы и трициклы), А1 (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Пройти обучение и сдать экзамены на право вождения скутера можно будет с 16 лет.
А вот программа обучения вождению легкового автомобиля (категория В) усложнится: продолжительность обучения увеличится со 106 до 134 академических часов теории и с 50 до 56 часов вождения. Зато экзамен можно будет сдать и на автомобиле с автоматической трансмиссией (в правах появится специальная отметка), отъездив 54 часа вождения. Кроме того, в подготовку водителя теперь входят и 36 часов практических занятий. Речь идет, к примеру, об оказании первой медпомощи или психологических практикумах по решению конфликтных ситуаций на дороге. Таким образом, продолжительность курса обучения составит 3-3,5 месяца.
А вот если у вас уже есть водительское удостоверение, то при открытии новой категории, наоборот, можно будет не тратить 84 часа на изучение базового курса теоретических знаний, который будет общим для всех категорий.
После того как приказ вступит в силу, каждая автошкола должна будет согласовать программы обучения с ГИБДД: к образовательному минимуму Минобрнауки учреждение может добавить курс, к примеру, контраварийной подготовки. Такое согласование займет около месяца. Первые экзамены по новым правилам ГИБДД примет уже этой осенью.
Владимир Виноградов, автоэксперт:
«Если программы уже зарегистрированы, то ждать чего-либо еще вряд ли потребуется. Через 10 дней они должны вступить в силу. Поэтому автошколы сейчас закончат работать по старым, и следующий набор начнут вести по новым стандартам. Успеют ли они? Скорее всего, да. Кто-то готовился заранее, кому-то придется в срочном порядке наверстывать упущенное, но так или иначе о программах было заявлено еще в прошлом году. Правда, будут и сложные моменты. Например, то, что требования к площадкам до сих пор не определены. Это касается того же оборудования. Нужно четко прописать этот момент, чтобы избежать наказаний. Стоимость обучения в автошколах, естественно, увеличится, так как и объем занятий вырос. Но на сколько подрастет цена – пока сложно представить. Все же она зависит не только от арифметики, но и от платежеспособности учеников. Поэтому ближайший набор ждут совершенно разные цены. Одни автошколы поднимут их ненамного, выжидая пока все устаканится. Другие повысят существенно, пользуясь тем, что не все знают о новых изменениях. Непросто пока обстоит дело и с преподавательским составом для предметов по психологии и поведению водителей. Пока это настоящая профанация и любительские изощрения. Таких педагогов пока нет в природе. Поэтому автошколам придется выкручиваться и срочно натаскивать действующих преподавателей».