Страховщики в разы занижают ущерб водителей по ОСАГО

10 сообщений / 0 новое
Последний комментарий
admin
Аватар пользователя admin
Видели: 19 часов 54 минуты назад
Зарегистрирован: 12 марта, 2012 - 13:29
Страховщики в разы занижают ущерб водителей по ОСАГО

Стало известно о том, что специалисты, приглашенные на завтра в комитет Госдумы по финансовому рынку, намерены критиковать проект «Правил проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».
Автомобилисты настолько свыклись с мыслью, что после аварии страховщики обязательно недоплатят по ОСАГО, что плохо представляют, как должно быть. Но вот попался пример из сети Интернет.

Страховщики в разы занижают ущерб водителей по ОСАГО
Самосвал протаранил Subaru Impreza Station Wagon 1992 года выпуска, от удара сзади легковушку впечатало во впереди стоящий автомобиль. С полученными повреждениями Impreza восстановлению не подлежала. Ровно через месяц, день в день, владелец машины Павел Слуцкий получил от страхкомпании сумму, равную… 160% рыночной стоимости машины-старушки.
Сказка? В нее поверишь, если знать, что произошло это не в Туле или Бийске, а в Ашдоде (Израиль). Подобные «чудеса» типичны для стран Европы: здесь максимальные расхождения между суммами ущерба, выведенными оценщиками, и фактическими выплатами не превышают 10%.
А вот российская статистика. Профильные юристы, опрошенные агентством АСН, утверждают, что оценщики, нанятые московскими страховыми компаниями (СК), начисляют суммы на 30-40% ниже тех, которые затем определяют судебные эксперты. В регионах разница достигает чудовищных величин — до 2–3 раз. Потому иски водителей к СК, связанные с возмещением убытков по ОСАГО, — популярнейшая тема в гражданских судах.
Но нет формальных оснований поголовно всех оценщиков подозревать в обмане, считает Госстрахнадзор: первопричина не менее 60% исков — отсутствие единой государственной методики определения ущерба. Наверное... Но не очень веришь в то, что нанятые страхкомпаниями оценщики, воспользовавшись одной из нескольких существующих методик, всего лишь ошибаются: их ошибки, как правило, не в пользу автомобилистов.
— Появление единой методики лишит смысла выстраивать «договорные отношения» страховщиков с экспертами-оценщиками, — считает Алексей Кичатов, гендиректор City Express (компании с большим автопарком). — Другое дело, затраты на ремонт авто после ДТП сложно стандартизировать, ведь стоимость запчастей, нормо-часов, уровень оплаты труда в автосервисах в разных регионах существенно различаются. Вот почему, считаю, все унифицировать и регламентировать вряд ли получится.
Скептичен и эксперт по автострахованию компании «Аркан» Виктор Еленевский:
— «Единая методика оценки ущерба» — в моем восприятии звучит довольно утопично. Кто ее фактический автор? Если хотя бы часть ее составления доверили Российскому союзу автостраховщиков (сообщения о таких намерениях Минфина публиковали СМИ), то клиенты-автомобилисты будут правы, усомнившись в объективности базовых положений документа: не занижены ли исходные цифры?
Детально изучил проект единой методики Игорь Коненков, оценщик с 15-летним стажем, руководитель экспертно-юридического бюро «ГАРБОР». Он считает, что предлагаемые правила чрезмерно сложны (скажем, в них пять формул расчета износа по каждой группе запчастей, хотя достаточно руководствоваться одной — формулой профессора Андрианова). Проект содержит излишние термины и рекомендации, справедливость которых вызывает споры и недоразумения у экспертов и судей. В результате текст таков, что, если эксперт захочет включить «темные силы», то, формально не нарушая базовых положений, может вывести оценку в пользу любой стороны. Такой соблазн следует исключить.
Больше того, предложенные правила откровенно подыгрывают страховщикам. Составители лукаво записали: компенсация должна выплачиваться по средним ценам. Для  регламентирующего документа слишком вольная формулировка: это все равно, что средняя температура по больнице. Нельзя брать за ориентир среднеарифметическую величину между прейскурантом в дилерском автосервисе и ремонтном боксе кооперативного гаража — в таком случае базовая величина будет заведомо заниженной. А страхкомпании склонны вычислять именно так. И еще: «средняя цена» — по стране? Но где проходит граница, за которой кончаются цены, скажем, Екатеринбурга и начинаются цены Южного Урала? Ведь очевидно, что ценовые рубежи не совпадают с административно-территориальным делением.
Ясность могут внести существующие законы об оценочной деятельности и связанные с ними стандарты. Скажем, прописано, что такое рыночная цена и как она определяется, — на основании анализа регулярных маркетинговых исследований. Это данные не двух-трех СТО и не нескольких магазинов автозапчастей, а сведения по рынку региона. В судебной экспертизе, обратил внимание  Игорь Коненков, такие данные используют давно, но при исчислении ущерба по ОСАГО почему-то нет.
Это лишь некоторые замечания к проекту — оценщики представили и другие.
Принятие единой методики, безусловно,  нужно ускорить — в этом солидарны все, кто причастен к бизнесу автострахования, ведь речь идет об устранении причин многочисленных нарушений интересов миллионов граждан. Однако сегодняшний разговор в комитете Госдумы не обещает единодушного одобрения проекта. По сведениям редакции, участники разговора (кроме специалистов, приглашены представители общественных организаций) собираются не только постараться избавить документ от громоздкости, двусмысленности некоторых положений, но и предложат ужесточить меры госнадзора и общественного контроля за соблюдением «правил игры» в страховом бизнесе — чтобы суммы компенсаций выплачивались в срок и в полном объеме. Как проходили слушания и об их результатах обещали рассказать участники завтрашнего обсуждения.

admin
Аватар пользователя admin
Видели: 19 часов 54 минуты назад
Зарегистрирован: 12 марта, 2012 - 13:29

В Госдуме разгорелся спор вокруг ОСАГО

22 октября Госдума провела парламентские слушания по ОСАГО. Депутаты и общественники обсудили вопросы расширения лимита по европротоколу, увеличения выплат по ОСАГО, повышения стоимости полиса, обязательного досудебного урегулирования, создания единой методики ущерба при ДТП и многие другие. Высказывались разные точки зрения, порой весьма спорные, но, как известно, именно так и рождается истина.
Одним из поднятых вопросов стало недостаточное использование правоприменительной практики европротокола. Ранее высказывалось предложение расширить эксперимент по введению лимита выплат по европротоколу (до 400 тысяч рублей) на уровне общего лимита выплат по ОСАГО на все крупные города-миллионники при условии предоставления страховщику фото- или видеоматериалов. Участники мероприятия все-таки склонились к тому, что пока стоит остановиться на четырех субъектах - Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что этот пилотный проект следует «обкатать на нескольких регионах, а дальше уже думать, продвигать данную конструкцию или нет.
Служба Банка России по финансовым рынкам поддержала предложение о видеофиксации ДТП при оформлении по европротоколу, причем было отмечено, что это должно быть связано со спутниковой фиксацией. А вот к предложению некоторых депутатов ввести формулировку «некорректирующиеся фиксаторы информации» первый замруководителя cлужбы Банка России по финансовым рынкам Владимир Чистюхин посоветовал отнестись предельно осторожно. Никто не спорит, что следует узаконить только те приборы, информацию с которых нельзя подделать, но при этом нужно понимать, что те средства, которые в итоге разрешат использовать, должны быть доступными и недорогими. Союзу автостраховщиков поручено разработать стандарт этих средств, а ЦБ, как регулятор, эти средства утвердит.
Мегарегулятор предлагает законодательно обязать автомобилистов убирать с дороги транспортные средства после ДТП, даже когда нет согласия между сторонами. Это поможет разгрузить дороги и ликвидирует заторы, возникающие из-за того, что участникам движения приходится объезжать попавшие в аварию автомобили. Единственное исключение, при котором не следует трогать такие автомобили, полагают чиновники, это когда есть угроза жизни и здоровью.
Собравшиеся сошлись во мнении, что следует придать договору ОСАГО электронную форму. Это повысит оперативность услуги, снизит вероятность недобросовестных посреднических схем. Однако этот переход необходимо сделать постепенным и плавным, электронный и бумажный носители какое-то время должны существовать параллельно.
Разошлись собравшиеся в вопросе создания института страхового омбудсмена. В ЦБ полагают, что на рынке страхования должен быть медиатор, который снизит количество обращений в суд. В Центробанке подчеркивают, что это произойдет не сразу, но в перспективе нескольких лет это «должно сработать». С этой точкой зрения категорически не согласен председатель экспертного совета по законодательству о страховании при комитете Госдумы по финансовому рынку Александр Коваль. Он полагает, что введение института страхового омбудсмена — это признание несостоятельности надзорного органа, его неэффективной работы. Он надеется, что служба Банка России по финансовым рынкам наладит работу и дополнительного инструмента урегулирования не потребуется, как и применения к ОСАГО Закона о защите прав потребителей. Коваль полагает, что если регулятор будет работать хорошо, то все спорные вопросы можно будет решить в досудебном порядке.
В ЦБ полагают, что Закон о защите прав потребителей должен продолжать действовать на страховом рынке, но с учетом нюансов и особенностей страхового поля. С этим согласен и Союз автостраховщиков, который изменил свое отношение к распространению на ОСАГО Закона о защите прав потребителей. Страховое сообщество согласилось с тем, что права граждан необходимо защищать. Однако страховщики просят учитывать реалии страхового рынка и ограничиться введением социальной неустойки  - штрафа в 50% от суммы за несвоевременную оплату неоспоримой части. При этом они считают недопустимым, когда страховая компания узнает о недовольстве клиента только после подачи судебного иска. Важно, чтобы сначала автовладелец и страховщик попытались решить вопрос совместно.
В РСА особое внимание уделили тому, что до сих пор так и не создана единая методика оценки ущерба, над которой долго трудился Минтранс, но с этой задачей так и не справился. Если бы  страховое сообщество располагало необходимой методикой, то страховых споров было бы значительно меньше, и меньше было бы вариантов для обогащения такого рода «специалистов», как пресловутые«автоюристы». Поэтому глава РСА Павел Бунин просит ЦБ поддержать РСА в разработке единых правил, а потом их при необходимости скорректировать и утвердить. По мнению главы ассоциации по защите прав автострахователей Максима Ханжина, необходимо создать рабочую группу, в которую будут входить представители РСА, Минфина, Минюста, Центробанка, а также общественных организаций, защищающих права автострахователей. Рабочая группа на конкурсной основе определит организацию, готовую создать как саму методику, так и обновляемый справочник стоимости запчастей. Наличие справочника позволит экспертам получать единую цену на все существующие запчасти с учетом коэффициента износа, что снимет разногласия между страховщиками и автовладельцами.
РСА также попросил придать юридическую силу типовым схемам ДТП, которые союз уже давно разработал, однако суды их во внимание не принимают. Страховщики высказались против введения тарифного коридора и полагают, что это приведет к  банкротству многих страховых компаний.
Президент ФСССО Александр Коваль полдчеркнул, что вообще все проблемы ОСАГО лежат в плоскости либерализации страхового тарифа, и с этим следует определиться в первую очередь. Он также отметил, что не видит конечной цели реформирования ОСАГО. Изменений становится все больше, но к чему они приведут — неясно, вектор движения не определен.
Депутат Вячеслав Лысаков в своем выступлении отметил, что ОСАГО — социальный, а не коммерческий проект, но страховщики почему-то постоянно об этом забывают. Он  поддержал РСА в том, что именно союз должен разработать единую методику ущерба, так как страховщики в этом кровно заинтересованы, а также предложил создать страховой фонд превентивных мероприятий. Закон об ОСАГО не предусматривает создания источника средств для финансирования мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, а такой фонд необходим, полагает депутат.
Зам. начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России Ирина Смирнова выдвинула идею ввести «период охлаждения, в течение которого страхователь вправе расторгнуть договор и получить назад свои деньги. Она подчеркнула, что до сих пор имеет место навязывание страховщиками дополнительных услуг, этим грешат 20 страховых компаний, и порой автовладелец не успевает опомниться, как оказывается «втянутым» в страховую услугу, за которую платить и не собирался. Для таких случаев было бы неплохо иметь это оружие  против ловких страховщиков.
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс полагает, что будущее ОСАГО — это базовое каско, и утверждает, что к этому пришли во всех странах мира, и Россия не станет исключением.
Подводя итог дискуссии, ведущая парламентских слушаний председатель комитета по финансовым рынкам Наталья Бурыкина отметила, что по ОСАГО есть еще масса вопросов, на которые пока нет ответов, но тем не менее к началу декабря закон будет подготовлен ко второму чтению, а до этого будут еще раз проведены парламентские слушания, чтобы все стороны могли высказать свою позицию.

Рус
Аватар пользователя Рус
Видели: 6 лет 6 месяцев назад
Зарегистрирован: 12 апреля, 2012 - 19:57

столько не прочитаю... но то что занижают это точно)) 115000 по независимой и 35000 из страховой... все никак до суда не дойду))

admin
Аватар пользователя admin
Видели: 19 часов 54 минуты назад
Зарегистрирован: 12 марта, 2012 - 13:29
Рус пишет

столько не прочитаю... но то что занижают это точно)) 115000 по независимой и 35000 из страховой... все никак до суда не дойду))

ну вот такие как ты как раз и дают страховым так наглеть

kotova
Аватар пользователя kotova
Видели: 9 лет 1 месяц назад
Зарегистрирован: 8 августа, 2013 - 21:51
admin пишет
Рус пишет

столько не прочитаю... но то что занижают это точно)) 115000 по независимой и 35000 из страховой... все никак до суда не дойду))

ну вот такие как ты как раз и дают страховым так наглеть

согласна! еслиб все судились они бы так не наглели...+ еще судебные издержки бы им побольше вкорячивать...чтоб неповадно было.... 

kotova
Аватар пользователя kotova
Видели: 9 лет 1 месяц назад
Зарегистрирован: 8 августа, 2013 - 21:51

а мы судились...я два раза...один суд как раз сейчас идет...и Юрка один раз....и все отсуживали до копеечки)))))))))

Рус
Аватар пользователя Рус
Видели: 6 лет 6 месяцев назад
Зарегистрирован: 12 апреля, 2012 - 19:57
kotova пишет

а мы судились...я два раза...один суд как раз сейчас идет...и Юрка один раз....и все отсуживали до копеечки)))))))))

а нук поподробней пож!!!!!!!!!!!!!!

kotova
Аватар пользователя kotova
Видели: 9 лет 1 месяц назад
Зарегистрирован: 8 августа, 2013 - 21:51
Рус пишет
kotova пишет

а мы судились...я два раза...один суд как раз сейчас идет...и Юрка один раз....и все отсуживали до копеечки)))))))))

а нук поподробней пож!!!!!!!!!!!!!!

Что конкретно тебя интересует??))))))) 

Рус
Аватар пользователя Рус
Видели: 6 лет 6 месяцев назад
Зарегистрирован: 12 апреля, 2012 - 19:57

что и как... в самом суде можно самому выступить или лучше нанять адвоката?

kotova
Аватар пользователя kotova
Видели: 9 лет 1 месяц назад
Зарегистрирован: 8 августа, 2013 - 21:51
Рус пишет

что и как... в самом суде можно самому выступить или лучше нанять адвоката?

проводишь независимую оценку ....пишешь иск в страховую...прилагаешь все документы и вперед...можно и самому...но много времени надо...у меня столько нет...я адвокатам платила....
конкретно обращались в dtp-help....там что хорошо...заранее ваще платить не нужно...они сами все делают....и ты приезжаешь только за деньгами....