Страховые мошенники поставили под угрозу существование ОСАГО. Благодаря их деятельности растет убыточность этого вида страхования и компании стараются сократить продажу полисов. В итоге страдают автомобилисты.
По мнению страховщиков, такая ситуация сложилась из-за несовершенства законов, пробелами которых пользуются мошенники, а также из-за недопонимания судьями особенностей страхового бизнеса. Именно поэтому в Краснодаре прошло закрытое совещание руководства Центробанка, который осуществляет надзор за страховым бизнесом, Российского союза автостраховщиков и судей.
Краснодар был выбран не случайно. Этот край печально прославился успешной деятельностью юридически подкованных мошенников. Они выплачивали пострадавшими в ДТП какую-то сумму в качестве возмещения ущерба и заключали с ними договор цессии, то есть уступки права требования долга. Затем заключали договор поручительства с неким гражданином, который проживает в Краснодаре. И уже он подавал иск в суд на РСА. Причем подавал именно по месту жительства, а не по месту нахождения ответчика. В результате только по трем делам с РСА было взыскано 18,5 миллиона рублей. В итоге выяснилось, что в одно производство было объединено более 100 дел, которые суд умудрился рассмотреть в один присест и скопом. Ну а самый пикантный пункт — судебные расходы. Эта статья побила все рекорды: за одно судебное заседание по одному делу эти расходы составили около 800 тысяч рублей. Как рассказал глава РСА Павел Бунин, только в Краснодарском крае количество дел по ОСАГО доходит до 30 процентов из всех общегражданских дел.
Такие суммы возникают благодаря применению к страховщикам закона о защите прав потребителя. Но проблема в том, что выгодоприобретатель в ОСАГО не тот человек, который заключал этот договор. И тем не менее суды взыскивают потребительские штрафы в размере 50 процентов. Но от чего эти проценты считаются? От максимальной страховой выплаты. Тут немножко страдает логика. Простой пример: ущерб от аварии составил 30 тысяч рублей. Со страховщика взыщут эти 30 тысяч, плюс 60 тысяч штрафа (половина возможной максимальной выплаты). И это даже в том случае, если пострадавший попросту не обращался к страховщику.
В одно производство было объединено более 100 дел. Их суд умудрился рассмотреть в один присест и скопом
По словам начальника департамента Центробанка Игоря Жука, ОСАГО становится менее доступной и более дорогой. 10-15 процентов выплат по ней достается потребителям, а 85 процентов — посредникам. В результате больше 25 регионов имеют коэффициент убыточности по ОСАГО выше 100 процентов.
По мнению Игоря Жука, решить проблему помогли бы поправки в закон об ОСАГО. В законе должен быть прописан обязательный претензионный порядок. То есть пострадавший не сразу после аварии бежит в суд, а сначала должен обратиться за выплатой к страховщику. Не устроила сумма или сроки — подать претензию. Нет реакции или она не устраивает — в суд. Если появится страховой омбудсмен, то человек должен будет после неудовлетворительного ответа страховой компании обратиться к нему. И только потом — в суд.
Неустойка должна применяться в случае просрочки выплаты или отсутствия мотивированного отказа в ней. Причем в первом случае она будет равна 1/75, а во втором — 1/150 ставки Банка России за каждый день. Пятидесятипроцентный штраф должен взыскиваться, если страховщик не осуществил в установленные сроки выплату в неоспариваемой части. При этом считаться он должен от этой самой части. А моральный вред не должен взыскиваться вовсе. Также сократить количество споров поможет единая методика расчета ущерба.
Так страховщики хотят оградить себя от мошенников. Открытым остается вопрос, как страхователям себя защищать? Впрочем, как утверждают страховщики, страхователь ничего не потеряет, потому что все эти дополнительные доходы шли только в карман мошенников.