В течение ближайших лет водителей ждет глобальное изменение - транспортный налог заменят на экологический. Это нововведение позволит решить сразу две проблемы: обновить автопарк, снизив средний возраст автомобилей на несколько лет, а также переработать механизм выплат самого налога, который не менялся уже в течение продолжительного периода.
Уже известно, что принципы перехода с одного налога на другой обсудили в Минпромторге и Минфине. Об этом «Российской газете» сообщил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Тем не менее, он не уточнил самое важное - сроки перехода. По расчетам экспертов, это может занять от 5 до 7 лет. По другой версии, транспортный налог заменят экологическим уже в течение ближайших двух лет. При этом не исключается, что сами выплаты для собственников автомобилей в среднем вырастут.
Чиновник обратил внимание на то, что возраст порядка 47% автомобилей в стране превышает 10 лет. Средний же возраст автомобилей в России составляет 8 лет. «Если взять Владивосток, там практически тысяча автомобилей на тысячу жителей, то есть каждый горожанин имеет как минимум одну машину. А средний возраст парка остается достаточно высоким: 82% машин старше 10 лет», - пояснил Рахманов.
Экспертное сообщество неоднозначно отнеслось к инициативе. По их мнению, само исчисление экологического налога ошибочно. «Как хотели сделать раньше? Убрать дорожный налог, а деньги на дороги брать из стоимости бензина. Соответственно, и поступали бы они в бюджеты тех регионов, где машины эксплуатируются. А платить и за мощность, и за экологический класс - это, по-моему, совершенно неправильно», - отметил председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.
«Если автомобиль мощный, бензина нужно больше — больше денег уходит и на налоги. Если человек ездит на старом автомобиле, который по нынешним меркам далеко не экономичный, — он больше и платит. Люди не виноваты, что они купили такие автомобили. А приобрести новый может не каждый автовладелец», - добавил эксперт.
Помимо замены налога Минпромторг предлагает ввести еще и ограничение сроков эксплуатации автомобилей. Однако касаться это будет исключительно коммерческого транспорта. Для частных владельцев автомобилей единственным препятствием станет высокий налог в случае, если машина не будет отвечать экологическим требованиям.
«Многие европейские страны прошли эту стадию дифференциации. Автомобильный парк обновился, но борьба за чистоту воздуха продолжается. Сейчас там есть налог на парниковые газы, поэтому люди стремятся купить не только новый, но и экономичный автомобиль», - заявил директор научного центра «Экологическая безопасность и устойчивое развитие транспорта» НИИ автомобильного транспорта Юлий Кунин.
«Идея налога на «загрязнение воздуха» в том же - стимулировать избавление от старых автомобилей. И для этого он должен быть заметный. Но дело в том, что его автолюбители формально уже платят — акцизы на топливо низкого качества выше, чем на топливо высшего экологического класса. Сама идея такого налога довольно правильная, но каким будет его размер? Здесь главное не переступить черту, чтобы не дошло до абсурда, и он не превратился в запретительный», - сообщил эксперт.
Идея по замене транспортного налога обсуждается уже в течение года. В прошлом ноябре отмену транспортного налога поддержал Владимир Путин. Он заявил, что правительство стремится к тому, чтобы все переложить в акцизы, а от транспортного налога потихоньку уходить.
«Конечно, чем экологичнее автомобиль, тем он лучше. Сегодня 90% выбросов - это автомобильные выбросы. И поэтому надо избавляться от старых «шестерок» и грузовиков. Да и «Приоры» с «Калинами» - тоже не самые чистые машины. С другой стороны, величина различных акцизов стоимости топлива составляет 50%. Это очень много, и у нас автолюбители практически за все платят не дважды, а трижды. И даже если новый налог будет не слишком высоким, то волну негатива он вызовет однозначно», - отметил руководитель probok.net Александр Шумский.