Нынешний автосалон в Женеве стал, пожалуй, самым богатым на новинки и технологические прорывы за последние несколько лет. Это важнейший из европейских форумов года, на который приезжают все важные шишки мирового автопрома. Однако, в этом году политический кризис, разгоревшийся между нашей страной и Украиной, накрыл своим мрачным свинцовым облаком женевское небо. Эксперты и руководители не могут не понимать, что все эти события могут повлиять на распределение сил на европейском автомобильном рынке коренным образом.
Автомобильная промышленность находится в состоянии серьезной озабоченности, и глав крупнейших мировых концернов можно понять. Затянувшийся российско-украинско-европейско-американский кризис может не только свести на нет бледное восстановление европейского рынка, который увядает уже не первый год, но и нанести отнюдь не косвенный вред слабенькому росту всей европейской экономики.
Президент General Motors Дэн Амманн осторожно дал понять свою обеспокоенность ситуацией: «Сегодня обстановка на рынке в одночасье стала немного сложнее по сравнению со вчерашней». Как и его коллеги из других концернов, Амманн воздержался от прогнозов, благоразумно сославшись на скоропостижность и бессмысленность выводов. Но этот треклятый кризис все равно ударит по мировому автопрому – не может не ударить. Пока еще, как и сказал Амманн, слишком рано для суждений, и вопрос состоит не в том, что же делать, а в том, насколько сильным этот удар окажется. Но тем не менее, он добавил: «Мы пристально следим за ситуацией. В России у нас сосредоточена значительная часть бизнеса».
Обратимся к цифрам, чтобы постараться понять г-на Амманна. GM в прошлом году продал в общей сложности 258 000 автомобилей на территории России. Это на 11% меньше, чем в 2012 году, но все же цифра солидная. Всего же один из трех ведущих концернов мира сумел реализовать более 9,7 млн автомобилей в прошлом году. Если провести соотношение, то кто-то скажет, что это капля в море. А кто-то увидит в этом четверть миллиона машин и огромный потенциал с возможностями для роста.
Основная проблема на нашем рынке заключается в том, что постоянные пертурбации на валютном рынке (а мы не понаслышке знаем, какие кульбиты вытворяют кривые на графике роста доллара и евро) резко негативно влияют на потенциалы таких развивающихся и бурно растущих рынков, как Турция и Северная Африка. На них почти у всех ведущих компаний свои виды.
В прошлом году в нашей стране было продано 2,6 млн автомобилей. Мы с каждым годом подбираемся все ближе к Германии (2,9 млн). Еще пара лет – и мы сможем догнать и перегнать их. Но политический бардак, который затеяли слуги народов, может не только перечеркнуть все шансы на эту возможность, но и обратить стабильный рост в стагнацию, а потом и в снижение. У многих автопроизводителей уже выработалась привычка считать наш рынок частью европейского. Именно поэтому рост продаж автомобилей в России помог компенсировать постоянное падение этих уровней в Европе. Хотя бы здесь нас посчитали за своих, но какая ирония – только из-за выгоды.
Конечно, заявление президента Путина о том, что он не рассматривает вопрос присоединения Крыма, хоть как-то помогло всем вокруг расслабиться. Однако, уверенность инвесторов в завтрашнем российском дне уже пошатнулась, что приведет к последствиям, исправить которые будет не так-то просто. Наша родная деревянная валюта успела звонко обвалиться, что, несомненно, приведет к росту инфляции. И не будем забывать, что Россия, кроме нефти и газа, производит огромное бессмысленное ничто – мы сильно зависим от импорта практически всего. Он для нас критичен, как ничто иное.
И эта ситуация серьезно насторожила и Жерома Столла, главу отдела продаж компании «Рено». Ведь если снизится наша покупательная способность, мы будем покупать куда меньше машин. А «Рено», отметим, имеет долю в 8% на нашем рынке и долю в 16% в родимом «Автовазе». Французы, к слову, не так сильно пострадают от валютных скачков, как многие другие, поскольку довольно большую часть сырья и запчастей покупают на нашем же рынке. Но даже этот факт не в состоянии сгладить возможные катастрофические последствия сильного роста инфляции.
Нынешний конфликт между Россией и Соединенными Штатами, возвращающий нас во времена Холодной войны, сказывается еще и на Европе, рынок которой только-только начал очухиваться после упадка. Компании, вроде Ford отчитались об очень некислых прибылях и продажах на территории Европы по итогам 2013 года. Но сегодня топ-менеджеры компании всерьез опасаются нового витка экономического декаданса в Старом свете.
Президент «Форд» Стивен Оделл, однако, верит, что в ближайшем будущем все вернется на круги своя. Конечно, многие автопроизводители нервничают и стремительно седеют, обдумывая возможные варианты действий. Нельзя забывать, что под рукой практически у всех есть пресловутый Китай, готовый покупать все, что ему предложат, и набирающая обороты Индия. Усилия, которые можно было бы приложить на развитие нашего рынка и снятие сливок с него, можно с успехом и куда меньшими рисками приложить к этим двум странам.
Ситуация, конечно, пока не такая уж аховая. Рвать на себе волосы и садиться в трактор, уподобляясь поросенку Петру, пока рано. Но сейчас нужно быть готовыми ко всему. Вряд ли хоть кто-то решится оставить наш рынок – уж слишком он велик и необъятен. В конце концов, нам остается уповать на человечность наших зарубежных друзей – не оставят же они нас на произвол «Автоваза».
В качестве иллюстраций мы использовали самые депрессивные для каждого автомобилиста фотографии.