Как кризис на Украине скажется на российском авторынке

1 сообщение / 0 новое
admin
Аватар пользователя admin
Видели: 13 часов 53 минуты назад
Зарегистрирован: 12 марта, 2012 - 13:29
Как кризис на Украине скажется на российском авторынке

Нынешний автосалон в Женеве стал, пожалуй, самым богатым на новинки и технологические прорывы за последние несколько лет. Это важнейший из европейских форумов года, на который приезжают все важные шишки мирового автопрома. Однако, в этом году политический кризис, разгоревшийся между нашей страной и Украиной, накрыл своим мрачным свинцовым облаком женевское небо. Эксперты и руководители не могут не понимать, что все эти события могут повлиять на распределение сил на европейском автомобильном рынке коренным образом.

Как кризис на Украине скажется на российском авторынке
Автомобильная промышленность находится в состоянии серьезной озабоченности, и глав крупнейших мировых концернов можно понять. Затянувшийся российско-украинско-европейско-американский кризис может не только свести на нет бледное восстановление европейского рынка, который увядает уже не первый год, но и нанести отнюдь не косвенный вред слабенькому росту всей европейской экономики.
Президент General Motors Дэн Амманн осторожно дал понять свою обеспокоенность ситуацией: «Сегодня обстановка на рынке в одночасье стала немного сложнее по сравнению со вчерашней». Как и его коллеги из других концернов, Амманн воздержался от прогнозов, благоразумно сославшись на скоропостижность и бессмысленность выводов. Но этот треклятый кризис все равно ударит по мировому автопрому – не может не ударить. Пока еще, как и сказал Амманн, слишком рано для суждений, и вопрос состоит не в том, что же делать, а в том, насколько сильным этот удар окажется. Но тем не менее, он добавил: «Мы пристально следим за ситуацией. В России у нас сосредоточена значительная часть бизнеса».

Как кризис на Украине скажется на российском авторынке
Обратимся к цифрам, чтобы постараться понять г-на Амманна. GM в прошлом году продал в общей сложности 258 000 автомобилей на территории России. Это на 11% меньше, чем в 2012 году, но все же цифра солидная. Всего же один из трех ведущих концернов мира сумел реализовать более 9,7 млн автомобилей в прошлом году. Если провести соотношение, то кто-то скажет, что это капля в море. А кто-то увидит в этом четверть миллиона машин и огромный потенциал с возможностями для роста.
Основная проблема на нашем рынке заключается в том, что постоянные пертурбации на валютном рынке (а мы не понаслышке знаем, какие кульбиты вытворяют кривые на графике роста доллара и евро) резко негативно влияют на потенциалы таких развивающихся и бурно растущих рынков, как Турция и Северная Африка. На них почти у всех ведущих компаний свои виды.
В прошлом году в нашей стране было продано 2,6 млн автомобилей. Мы с каждым годом подбираемся все ближе к Германии (2,9 млн). Еще пара лет – и мы сможем догнать и перегнать их. Но политический бардак, который затеяли слуги народов, может не только перечеркнуть все шансы на эту возможность, но и обратить стабильный рост в стагнацию, а потом и в снижение. У многих автопроизводителей уже выработалась привычка считать наш рынок частью европейского. Именно поэтому рост продаж автомобилей в России помог компенсировать постоянное падение этих уровней в Европе. Хотя бы здесь нас посчитали за своих, но какая ирония – только из-за выгоды.

Как кризис на Украине скажется на российском авторынке
Конечно, заявление президента Путина о том, что он не рассматривает вопрос присоединения Крыма, хоть как-то помогло всем вокруг расслабиться. Однако, уверенность инвесторов в завтрашнем российском дне уже пошатнулась, что приведет к последствиям, исправить которые будет не так-то просто. Наша родная деревянная валюта успела звонко обвалиться, что, несомненно, приведет к росту инфляции. И не будем забывать, что Россия, кроме нефти и газа, производит огромное бессмысленное ничто – мы сильно зависим от импорта практически всего. Он для нас критичен, как ничто иное.
И эта ситуация серьезно насторожила и Жерома Столла, главу отдела продаж компании «Рено». Ведь если снизится наша покупательная способность, мы будем покупать куда меньше машин. А «Рено», отметим, имеет долю в 8% на нашем рынке и долю в 16% в родимом «Автовазе». Французы, к слову, не так сильно пострадают от валютных скачков, как многие другие, поскольку довольно большую часть сырья и запчастей покупают на нашем же рынке. Но даже этот факт не в состоянии сгладить возможные катастрофические последствия сильного роста инфляции.

Как кризис на Украине скажется на российском авторынке
Нынешний конфликт между Россией и Соединенными Штатами, возвращающий нас во времена Холодной войны, сказывается еще и на Европе, рынок которой только-только начал очухиваться после упадка. Компании, вроде Ford отчитались об очень некислых прибылях и продажах на территории Европы по итогам 2013 года. Но сегодня топ-менеджеры компании всерьез опасаются нового витка экономического декаданса в Старом свете.
Президент «Форд» Стивен Оделл, однако, верит, что в ближайшем будущем все вернется на круги своя. Конечно, многие автопроизводители нервничают и стремительно седеют, обдумывая возможные варианты действий. Нельзя забывать, что под рукой практически у всех есть пресловутый Китай, готовый покупать все, что ему предложат, и набирающая обороты Индия. Усилия, которые можно было бы приложить на развитие нашего рынка и снятие сливок с него, можно с успехом и куда меньшими рисками приложить к этим двум странам.
Ситуация, конечно, пока не такая уж аховая. Рвать на себе волосы и садиться в трактор, уподобляясь поросенку Петру, пока рано. Но сейчас нужно быть готовыми ко всему. Вряд ли хоть кто-то решится оставить наш рынок – уж слишком он велик и необъятен. В конце концов, нам остается уповать на человечность наших зарубежных друзей – не оставят же они нас на произвол «Автоваза».

В качестве иллюстраций мы использовали самые депрессивные для каждого автомобилиста фотографии.