Штрафы не сбавляют скорость
Снижение числа аварий с участием нетрезвых водителей, которое наблюдалось в течение нескольких последних месяцев, в октябре почти прекратилось. Это следует из опубликованной статистики ГИБДД. Кроме того, в России наблюдается рост ДТП из-за технической неисправности машин и плохого состояния дорог. Несмотря на повышенные с 1 сентября штрафы, растет и число нарушителей скоростного режима.
ГИБДД РФ опубликовала данные по аварийности за десять месяцев 2013 года. Всего с января по октябрь в России зафиксировано 167 тыс. аварий, что на 2,1% меньше аналогичного периода 2012 года. Сокращается и число погибших: за десять месяцев жертвами аварий стали 21,7 тыс. человек, что на 7,3% меньше аналогичного периода 2012 года. В рейтинге аварийности среди регионов прежняя тройка лидеров: Москва (9370 аварий), Московская область (7583) и Санкт-Петербург (6788). В списке по числу погибших в ДТП лидерство сохраняет Подмосковье (1254 жертвы) и Краснодарский край (1100).
Напомним, что в 2011-2012 годах ГИБДД фиксировала рост числа аварий. Негативная тенденция прекратилась в 2013 году — с начала года аварийность снижается. Эксперты связывают это с несколькими факторами — прежде всего с повсеместным применением камер и повышенными штрафами.
Активно снижалось и число ДТП, случившихся по вине нетрезвых водителей (к примеру, за девять месяцев их стало меньше на 3,6%). Однако в октябре темпы замедлились (-0,7% по итогам десяти месяцев). Лидируют три региона: Нижегородская область (487 пьяных ДТП), Красноярский край (485), Свердловская область (362). Замедлились и темпы снижения числа погибших в этих авариях: в октябре 5,4% против сентябрьских 8,7%.
Сохраняются и негативные тенденции. Во-первых, растет аварийность из-за плохого состояния дорог: 43 тыс. ДТП (прирост 21,7%). Хуже всего ситуация в Подмосковье (2,6 тыс. аварий). Во-вторых, растет число ДТП, происшедших по вине неустановленных транспортных средств (водители скрылись с места происшествия): зафиксировано 7,8 тыс. таких случаев (прирост 20,2%), больше всего в Санкт-Петербурге (931). И, наконец, третий тренд: рост аварий, происшедших из-за технического состояния машин: за десять месяцев произошло 1,2 тыс. таких ДТП (+43%).
Что касается зафиксированных за десять месяцев нарушений ПДД, то их число падает. Напомним, что с 1 сентября 2013 года вступила в силу новая редакция КоАП РФ, ужесточившая наказание практически по всем «водительским» статьям. В результате пьяных водителей стало меньше на 8%, автомобилисты на 16% реже ездят без документов, на 30% реже выезжают на железнодорожный переезд на красный свет. Однако разрешенную скорость превышают все чаще. За превышение на величину от 20 до 40 км/ч за десять месяцев оштрафовано 21,6 млн водителей (прирост почти 40%). На 20% чаще лимит стали превышать на 40-60 км/ч, на 25% — на величину от 60 до 80 км/ч.
«Все это происходит из-за значительного увеличения количества камер и одновременного сокращения числа инспекторов на дорогах,— объяснил “Ъ” координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— В итоге падает число выявляемых сотрудниками ГИБДД нарушений. А нарушений скорости становится больше, так как это контролируют камеры. Сами водители как раз стали ездить гораздо аккуратней». «Число нетрезвых на дорогах точно не увеличивается,— считает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Количество пьяных за рулем и аварий достигло достаточно низкого уровня, который теперь не меняется». Что касается 7,8 тыс. ДТП, происшедших из-за плохих дорог, господин Лысаков назвал эту цифру «печальной константой»: «Серьезные финансовые вливания в дороги начались только недавно, какой-либо эффект в виде снижения аварийности появится только через три-пять лет».