Центробанк обяжет страховщиков компенсировать автовладельцам не только ущерб, понесенный в результате аварии, но и утерю товарной стоимости (УТС) после ремонта по специальной методике. Страховщики говорят, что ждали этого документа, потому что без него автовладельцы «необоснованно обогащаются». Независимые эксперты опасаются, что методика только усложнит жизнь водителям: суды сейчас и так обязывают страховщиков компенсировать УТС, а документ ЦБ будет этому лишь препятствовать.© Фотоархив ИД «Коммерсантъ»Проект указания ЦД, содержащий методику расчета размера утраченной товарной стоимости (УТС) при определении размера страхового возмещения по ОСАГО, размещен на сайте Центробанка. Дело в том, что машина после попадания в аварию даже при качественном ремонте все равно теряет в цене за счет снижения прочности деталей и покрытия. Верховный суд в начале года обязал страховые компании выплачивать УТС, выпустив соответствующее постановление пленума, что послужило причиной для разработки соответствующей методики ЦБ.
38-страничный документ представляет собой, по сути, набор таблиц с формулами и коэффициентами для расчета УТС. В частности, используются данные о среднегодовых пробегах автомобилей в разных регионах: в Казани и Новосибирске это 18 тыс. км, в Чечне — 16 тыс. км. Кроме того, приведена таблица соотношений цены отдельных деталей к цене всей машины в неповрежденном виде: капот — 1,9%, решетка радиатора — 0,8%, двери в сборе — 1,9%, двигатель в сборе без навесного оборудования — 4,9%, задний бампер — 1,6%. Утрата товарной стоимости не рассчитывается для автомобилей старше пяти лет.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) проект документа поддержали, хотя решение ВС ранее критиковали. «По сути, утрата товарной стоимости — это процесс естественной эксплуатации ТС, — заявил глава союза Игорь Юргенс.— Решение о присуждении выплат по утрате товарной стоимости приведет к дополнительным расходам для страховщиков ОСАГО. Важно утвердить методику расчета УТС, которая не приводила бы к необоснованному обогащению владельцев транспортных средств». Методику ждут «страховщики ОСАГО, автовладельцы и суды, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. «Исчезнет почва для оставшихся разногласий при определении стоимости ремонта, — говорит он.— Впредь все расчеты возмещения имущественного ущерба в ОСАГО будут максимально прозрачными и понятными всем сторонам».
Ранее автовладельцам и так удавалось взыскать со страховщиков УТС через суды, рассказал «Ъ» глава компании «Главстрахконтроль», правозащитник Николай Тюрников. «И никакой методики от ЦБ для этого не требовалось, — объяснил он.— Теперь, с ее появлением, боюсь, автовладельцам будет только сложнее взыскать компенсацию. Ведь до сих пор оценку делали независимые эксперты, теперь страховщики будут в судах ссылаться на собственные расчеты по методике ЦБ». Господин Тюрников привел в пример введенную с 1 декабря 2014 года аналогичную единую методику оценки стоимости ремонта и запчастей для восстановления авто после ДТП. До нее эксперты применяли различные механизмы расчета, что приводило к спорам в судах: автовладельцы, как правило, требовали большую компенсацию, чем предлагала страховая компания. Единая методика заявлялась страховщиками как благо, говорит Николай Тюрников, но по факту оказалось ровно наоборот. «Компания называет клиентукакую-то сумму, автовладелец соглашается с ней, но если пересчитать, то выясняется, что цифры эти в два-три раза меньше положенного, — рассказал он “Ъ”.— И снова приходится обращаться в суд с оценкой независимых экспертов. С единой методикой по УТС будет то же самое. Какой тогда смысл в этих документах?» Господин Тюрников при этом уверен, что методику ЦБ разработал в «интересах страховщиков».