Российский союз автостраховщиков готовит каталог стоимости автозапчастей для выплат по ОСАГО. Документ вберет в себя все существующие автомобильные марки. Каким образом будет рассчитываться стоимость деталей, как часто собираются обновлять цены и каких ошибок избежать не удастся.
Российский союз автостраховщиков (РСА) продолжает в инициативном порядке разрабатывать единую методику оценки ущерба по ОСАГО. В том, что дело движется семимильными шагами, можно было убедиться на вчерашней пресс-конференции по итогам заседания экспертного совета. Месяца не прошло, как было объявлено о выработке новых правил проведения экспертизы. А на этом совещании уже определился порядок формирования ценового каталога на запчасти. Это около 70 млн позиций, но вся работа по нему должна быть завершена к лету.
«Мы сейчас работаем на опережение, – заявил журналистам глава РСА Павел Бунин. – Надеемся, что Центробанк закрепит за Союзом право разрабатывать такие документы. И утвердит готовящуюся нами методику, чтобы она стала единым стандартом для всего рынка».
Причина спешки страховщиков двоякая: во-первых, необходимо, чтобы документ был готов к началу рассмотрения Госдумой законопроекта о судебной экспертизе. А во-вторых, 2013 год стал для страховых компаний рекордным по количеству тяжб с автомобилистами. Так как сейчас действуют три разные методики подсчета ущерба, это приводит к существенным расхождениям в суммах выплат. Что, в свою очередь, становится поводом для многочисленных исков.
«В прошлом году было просто катастрофическое количество судов по ОСАГО. Хочется уже иметь нормальный документ, который бы не позволял так кошмарить бизнес. Но мы не хотим кошмарить и потребителя услуги», — отметил Бунин.
Чтобы убрать главный камень преткновения, РСА намеревается создать единый каталог средней стоимости деталей, лакокрасочного покрытия и ремонтных нормочасов в России. Как объяснил руководитель комитета РСА по независимой технической экспертизе Сергей Дорофеев, каталожные расценки будут разниться в зависимости от региона. Всего документ предусматривает 12 экономических зон. При этом место прописки участников ДТП значения не имеет, расчет будет осуществляться в зависимости от «территориальной принадлежности» аварии.
«Основным показателем средней стоимости запчасти станет рекомендованная поставщиком розничная цена детали, — рассказал Дорофеев. — А для расчета стоимости нормочасов придется проводить статистические и полевые исследования. Конечно, мы будем учитывать и скидки, которые сервис предоставляет автомобилисту. А не брать в лоб заявленную исполнителем стоимость работ».
Масштаб предстоящих работ колоссальный — каталог должен покрыть 80% существующих автомобильных марок. Оставшиеся 20% брендов либо не поставляют продукцию в Россию, либо являются крайне редкими. Цены на запчасти будут обновляться раз в полгода, а их неизбежное устаревание к концу срока (скажем, за счет инфляции) компенсирует заложенная в методику погрешность. Ранее была озвучена цифра 15% погрешности, но теперь страховщики намереваются снизить ее до 10%.
«Мы вынуждены подстраиваться под готовящиеся повышения выплат по ОСАГО, — пояснил глава РСА. — Сами понимаете, 15% от 400 тыс. руб. — это приличная сумма. За эти деньги кто угодно пойдет в суд».
В ноябре прошлого года комитет Госдумы по финансовому рынку одобрил повышение максимальных выплат по полису обязательного автострахования со 120 до 400 тыс. руб.. Кроме того, будет поднят порог европротокола, то есть самостоятельного оформления аварии без участия ГИБДД — с нынешних 25 тыс. до 40 тыс. руб.
Если каталог, а следом и единая методика оценки ущерба будут приняты Центробанком (ЦБ), они станут обязательными для всех экспертов-оценщиков, в том числе и судебных. Но автомобилисты не должны бояться, что в будущем могут возникать ситуации, когда денег на ремонт не хватает, а в суде говорят, что согласно новой методике расчет страховой компании был верен. Как рассказал один из привлеченных экспертов, председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов, в случае, если автомобилист заявляет претензию, страховая обязана найти сервис, где машину починят на выделенную сумму.
«Задача данной методики — снизить количество судов. Но не получится достигнуть результата, когда довольны все. Если человеку высчитали стоимость и ему не хватает, страховая компания должна будет указать техстанцию, где за эти деньги машину починят», — отметил эксперт.
Гигантский объем работы и сжатые сроки неизбежно приводят к ошибкам. Любопытно, что одну из них журналистам удалось выявить прямо на пресс-конференции: по методичке износ деталей высчитывается исходя из национальной принадлежности бренда. При этом не учитываются ни место сборки, ни использование сторонних комплектующих. Дольше всех, согласно РСА, стареют «японки». Получается, при одинаковом пробеге износ деталей у Nissan Terrano будет меньше, чем у его соплатформенника Renault Duster. Такой же казус в будущем ожидает пару Lada Granta — Nissan Datsun, агрегаты которых большей частью взаимозаменяемы.
Впрочем, авторы единой методики не скрывают, что документ пока совсем сырой и едва ли «высохнет» к лету. Главное, уверен Павел Бунин, принять принципиальное решение внедрить его, а нестыковки можно поправить на ходу. «Тут еще масса серых, белых, черных… каких хотите пятен — это же первый опыт создания такого рода документа. Поживем, разберемся», — заявил он.
Напомним, что единая методика расчета ущерба при ДТП должна была появиться одновременно с Законом об ОСАГО в 2002 году. Однако Минюст, которому была поручена ее разработка, не мог сдвинуться с мертвой точки в течение 12 лет. В результате за дело взялся РСА. Впрочем, плод работы Союза может носить только рекомендательный характер. Чтобы наделить его силой закона, требуется согласие Центробанка, который является мегарегулятором рынка. Произойдет это или нет — об этом страховщики говорят с большой осторожностью. Но судя по тому, что в обсуждении принимает участие представитель ЦБ, можно предположить, что мегарегулятор заинтересован в появлении такого документа.